Российские ученые изучают феномен тибетских монахов
Чудеса тибетских монахов давно поражают весь мир. Свои секреты монахи надежно хранят. Как вам, Святослав Всеволодович, удалось проникнуть в этот загадочный мир?
Святослав Медведев: Проникали, прямо скажем, долго. Впервые я познакомился с Далай-ламой в 2009 году, когда был на конференции в Индии. Он произвел на меня сильнейшее впечатление. У меня появилась идея: начать сотрудничать, чтобы попробовать понять, что стоит за удивительными способностями тибетских монахов. Но по разным причинам тогда не получилось.
А в 2018 году я участвовал в диалоге Далай-ламы и российских ученых на тему “Понимание мира”. Он вспомнил нашу предыдущую встречу, мы долго беседовали, и он вдруг сказал: “Мне очень хотелось бы, чтобы вы попытались изучить состояние посмертной медитации – тукдам, с позиций западной науки”.
Что же такое тукдам? Чего не понимает сам Далай-лама?
Святослав Медведев: В буддийских источниках, в многочисленных свидетельствах описаны состояния, когда тело опытного практика после его физической смерти не разлагается в течение многих дней и даже нескольких недель. Считается, что это происходит, когда практик умирает во время “глубокой” медитации. Собственно, слово “тукдам” и обозначает посмертную медитацию. Далай-лама сказал, что очень хотел бы провести научное изучение этого феномена: чем он вызван, что происходит с телом, как медитирующий монах может оказаться в этом состоянии.
Я слышал об этом и раньше, до нашего разговора, но, честно говоря, не верил, считал, что это мистика. В религии часто выдают желаемое за действительное. Но потом, в процессе работы в монастырях, мы начали собирать свидетельства очевидцев, монахов, которые наблюдали этот феномен. Настоятель одного из монастырей рассказал, что его учитель, поняв, что уже пришло время покинуть этот мир, собрал учеников, начал медитировать и примерно в течение часа ушел. Причем, как сидел в позе лотоса, так в ней и остался – с прямой спиной и головой.
Позже наша научная группа получила возможность непосредственно наблюдать и исследовать эти состояния. Я сам видел тела умерших практиков – у них не было никаких трупных признаков, полное впечатление, что живой человек просто заснул, даже можно взять его за руку, поднять, опустить.
То есть вас допускают в святая святых святыни. Почему?
Святослав Медведев: Вот что сказал Далай-лама: “Если я вижу, что буддийская догма противоречит научному факту, считаю, нужно изменить догму”.
Само это уже звучит как чудо… А зачем ему это надо?
Святослав Медведев: Он говорит, что у них есть очень много того, что воспринимается, как чудеса: “Когда мы объясняем явление с точки зрения нашей религии, люди могут нам верить или не верить, но ничего доказать мы не можем, у нас нет весомых аргументов. Если же это подтвердит наука, то уже никто не сможет усомниться. Мы хотим, чтобы наши знания были проверены учеными”. Когда я это услышал, был потрясен.
Но феномен тукдама давно известен. Неужели до сих пор никто не изучал это чудо?
Святослав Медведев: Не изучал. Более того, инвазивные исследования не разрешали даже самому авторитетному в мире специалисту по тибетским практикам и физиологии буддизма американцу Ричарду Дэвидсону, который много лет изучает буддистские медитации.
Почему такое недоверие к знаменитому американцу, который, как вы говорите, давно изучает буддистские практики, и наоборот доверие новичкам в этой проблеме?
Святослав Медведев: Не совсем так. Дэвидсон, изучая медитацию, получил очень интересные результаты. Но важно отметить, что основную часть своих работ он сделал не на монахах, а на западных людях, которые занимаются медитацией.
Почему так получилось? Он начинал свои исследования более тридцати лет назад, когда буддистское тибетское сообщество еще не было готово сотрудничать с западными исследователями. В книге “Эмоциональная жизнь мозга” он рассказывает о первых контактах с известными ламами в Индии, о том, что вначале они вообще отказывались участвовать в исследованиях.
Сейчас время изменилось, и практически во всех монастырях преподаются основы западных наук – физики, математики, наук о мозге. Поэтому и отношение к исследованиям другое. Сейчас мы сотрудничаем с группой Дэвидсона по исследованию тукдама, обмениваемся результатами, обсуждаем их, начали совместно изучать конкретные случаи.
Но если говорить о доверии к нашей группе, то скорей всего решающим стал наш подход к организации исследований. Все-таки монахи-практики это особенные люди, другой культуры, а требовалось, чтобы во время экспериментов они были максимально раскрыты, чтобы им было очень комфортно. И мы решили, что наилучший вариант, это подготовить группу монахов-исследователей, которые будут контактировать с практиками во время эксперимента. Мы провели отбор и пригласили в Россию группу молодых монахов, обучили их работать на современной технике, которой затем оснастили открытые в прошлом году в Индии лаборатории. И эти наши ученики стали проводить эксперименты более чем со ста монахами, которые любезно согласились участвовать в исследованиях. Конечно, под руководством российских ученых.
Понимаю, что ваши исследования совсем недавно стартовали, а тут вмешался коронавирус и спутал все карты. Но все же есть первые результаты? Хоть на полшага вы приблизились к разгадке: почему тело не разлагается?
Святослав Медведев: Ситуация сейчас такая. Сначала у нас была версия, что после медитации мозг монаха не умирает, в нем остается какая-то деятельность, и она поддерживает организм в тонусе. Однако все попытки ее зафиксировать ничем не кончились. Никакой мозговой активности нет.
А я, как и Далай-лама, в чудеса не верю. Что же это тогда может быть? Появилась другая версия: под влиянием медитации в организме монаха выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения. Вот ее нам и предстоит проверить. Прежде всего ответить на вопрос: какие процессы происходят в организме практика, который выполняет определенные виды медитации при жизни, непосредственно во время умирания, и затем уже – после физической смерти, если зафиксировано состояние тукдам. Это три этапа длительных междисциплинарных исследований на большой группе монахов.
Поэтому необходимы инвазивные исследования – взять кровь, биологические жидкости, чтобы посмотреть, что же там изменилось, почему ткани не распадаются. До сих пор буддисты не давали разрешение на такие исследования, но сейчас при поддержке Далай-ламы, надеюсь, это удастся. Конечно, одни мы с такой задачей не справимся, поэтому в команде работают специалисты МГУ под руководством профессора А.Я. Каплана, Института медико-биологических проблем РАН под руководством профессора Ю.А. Бубеева.
Теперь о первых результатах. Мы исследовали 94 монахов, выполнявших медитацию определенного типа, когда практик как будто “уходит в себя”, отгораживается от внешнего мира, не реагирует на любые внешние сигналы. Но как это ему удается? Ведь реакция на внешний раздражитель – это одна из основных функций мозга. Можно сказать, залог нашего выживания. Древний человек настораживался при любом неожиданном звуке, это был сигнал опасности. Такой механизм заложен в нас природой, он действует – и это показано в том числе во время исследований в нашем институте – даже у людей в состоянии комы. И самое важное, данный механизм, как считалось прежде, абсолютно не управляется сознанием. Никаким волевым усилием вы не можете его отключить. И вот мы впервые увидели, что это происходит при определенных медитациях.
Мы впервые увидели, как монахи отключают систему, которая, как считалось прежде, абсолютно не управляется сознанием
А как конкретно выглядит это “чудо”?
Святослав Медведев: Во время медитации мы записываем электроэнцефалограмму. На ней видно, как обычный человек реагирует на внезапный сигнал, который появляется на фоне череды стандартных, к которым мозг уже привык. У нас с вами реакция нормальная, предписанная природой: сигнал резко растет. А у монахов при медитации, используемой для ухода в тукдам, он значительно меньше. У некоторых даже полностью исчезает. Подобный феномен мы наблюдали впервые. Как им это удается, что происходит в организме, предстоит изучить.
В чем практическое значение этих исследований?
Святослав Медведев: Вообще любое новое научное знание практично, даже если сейчас этого не видно. Атомная бомба была взорвана всего через десять лет после того, как Резерфорд заявил о практической невозможности использования атомной энергии. Прежде всего мы надеемся получить новые знания о мозге, которые, возможно, помогут приблизиться к разгадке тайны, как же он работает. И конечно, надеемся получить новые знания о возможностях человека.
Наука получила доступ к уникальным знаниям тибетских монахов. Фото: Игорь Янчеглов
Крайне важна для практики информация о механизмах сознания. Это и формирование экипажей, скажем, самолета или космического корабля, поддержание морального климата в обществе. Заметьте, что большинство аварий сейчас вызвано человеческим фактором. Падают самолеты, аварии на наземном и водном транспорте. А все от того, что не сконцентрировался, не придал значения, не заметил. Медитация – это управление сознанием, управление самоконтролем, концентрацией. Попробуйте в течение нескольких часов неподвижно сидеть и концентрироваться на определенном занятии, не прерываясь. Не сможете? А монахи могут. Значит, если разобраться в механизмах их медитации, мы поймем, как обычному человеку самому эффективно контролировать свое эмоциональное состояние, а возможно и всего организма. Кроме того, наверняка будут получены принципиально новые знания, как это всегда бывает при исследовании совершенно нового и непонятного феномена, в частности, о существовании тканей в экстремальных условиях.
Каково вам, человеку совсем европейской культуры, а тем более ученому, привыкшему к определенным методам познания, входить совсем в другой мир, где работают совсем другие принципы?
Святослав Медведев: Невероятно интересно. Действительно, открываешь новый мир. Это и социум, атмосфера в монастырях, которые существенно отличаются от нашего. Это и другой мир идей и представлений, который производит большое впечатление даже на человека, не разделяющего буддистские взгляды. Я сейчас готовлю новое издание своей книги “Мозг против мозга” и уже написал туда главу о своих впечатлениях.
О чудесах
Не могу не спросить, а вы видели “громкие” чудеса, о которых чаще всего пишут в связи с тибетскими монахами – полет в воздухе, сидение в кипящей воде?
Святослав Медведев: Нет, не видел. Вы затронули очень важный, даже принципиальный момент. Скажу, может быть, для многих парадоксальную вещь, но в ней уверен: приступая к таким исследованиям, нельзя доверять самому себе. Это уникальная цивилизация, которой больше двух тысяч лет, и которая не “заметила” ни крушения многих империй, ни Александра Македонского, ни Крестового похода и других событий, кардинально менявших ход истории. А тибетская цивилизация не прерывалась. Она более двух тысяч лет фактически занималась одним делом – способами воздействия на сознание. И достигла в этом очень впечатляющих успехов. Мы смотрим на их достижения и не понимаем их суть, не понимаем, как они это делают. В такой ситуации доказать, что я что-то вижу, для них нетрудно. Как правило, вы видите то, к чему вас готовят. Если обычный фокусник может запутать и меня, и сотни зрителей, то почему я должен быть уверен, что смогу разобраться в том, что делают монахи, просто наблюдая за ними. Единственное, чему можно верить, это показаниям приборов.
Кстати, когда-то по поручению ЦК КПСС комиссия академиков изучала феномен знаменитой Кулагиной, которая утверждала, что усилием воли может перемещать предметы. И наши лучшие умы не поняли, как она их обманула.
Святослав Медведев: Как раз проще всего обвести вокруг пальца именно академика. Он абсолютно убежден, что все знает, а потому даже мысли не допускает, что его можно элементарно обмануть.
О лженауке
Не боитесь обвинений, что занимаетесь лженаукой?
Святослав Медведев: К религии вообще и буддизму в частности суть наших исследований имеет отдаленное отношение. Мы изучаем объективно существующие измененные состояния сознания. Не их религиозную составляющую, а физиологическую природу. Измененные состояния сознания существуют – это объективный факт. Они возникают у человека, например, во время сна, под влиянием сильного стресса, психотропных препаратов. Медитация также является одним из видов измененного состояния сознания, и мы изучаем его психофизиологические механизмы.
Что касается непосредственно тукдама, то такие случаи уже зарегистрированный факт, причем, как минимум – двумя независимыми научными группами, нашей и Ричарда Дэвидсона. Какова его физиологическая и биохимическая причина? По сути, эти исследования ничем не отличаются от психофизиологических исследований человека-оператора, и патологоанатомических исследований мертвых тел. Никакой мистики.
Буддийские монахи Тибета порой тратят полжизни на подготовку к экзамену
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
11.11.2021 20:04
Поделиться
Буддийские монахи Тибета сдают экзамен на получение степени геше лхарамбы
Палден Ньима (Дацюн)
В середине осени из монастыря Сэра в городе Лхаса Тибетского автономного района на фоне поразительно голубого неба видны далекие горы, накрытые шапкой облаков.
Дэньцзинь Сытань / Для China Daily
Под широким тканевым навесом, защищающим от солнечных лучей в разреженном воздухе, рядами сидят буддийские монахи в одеждах цвета шафрана и терпеливо ожидают своей очереди. Они сдают ведущим ученым экзамен по пониманию дхармы – фундаментального учения Будды.
Совет практикующих мастеров школы тибетского буддизма Гелугпа экзаменовал кандидатов, претендующих на высшую монашескую степень – геше лхарамба. К получению этой степени ведут много лет подготовки, а порой на это уходит и целая жизнь.
Предварительные дебаты похожи на защиту кандидатских диссертаций. В этом году дебаты проходили с 14 по 20 сентября в монастыре Сэра, одном из трех духовных центров школы Гелугпа в Лхасе. Все кандидаты благополучно сдали экзамен и следующей весной перейдут к более сложному испытанию в монастыре Джоканг в Лхасе.
Этап академических дебатов – часть ежегодного грандиозного события в тибетском буддизме. Вице-президент тибетского отделения Буддийской ассоциации Китая Лосингпа Тринли Чозанг рассказал, что на дебатах присутствовали более 700 монахов, в том числе экзаменаторы из монастырей Сэра, Дрепунг, Гандан и других. Он добавил, что проведение духовного мероприятия такого масштаба почетно для буддизма и его последователей.
Один из кандидатов на получение степени геше лхарамбы защищаетсвое понимание буддийских сутр. Фото: Дэньцзинь Сытань / Для China Daily
В экзаменах в Лхасе приняли участие 13 монахов-учеников. На этом этапе на получение степени геше лхарамбы кандидатов экзаменуют по основным темам из пяти томов учений тибетского буддизма. Возраст кандидатов – от 31 до 56 лет.
В экзаменах в Лхасе приняли участие 13 монахов-учеников. Возраст кандидатов – от 31 до 56 лет
Экзаменационный процесс всегда одинаков. В ходе дебатов о сутрах, которые могут длиться часами, кандидаты сидят, а экзаменаторы ходят между ними. Иногда, когда экзаменаторы задают вопросы, дебаты становятся ожесточенными. В процессе монахи часто хлопают в ладоши и жестикулируют. Когда кандидат ставит вопрос, экзаменаторы втягивают его в дискуссию, занимая противоположную позицию. Кандидат сдаст экзамен, если победит в дискуссии.
Для многих тибетских монахов посетить дебаты кандидатов на получение степени геше лхарамбы – большая честь. Фото: Церинг Пхунцо / Для China Daily
Джампал Дордже, монах из монастыря Чампалинг, летом получил в Тибетском колледже буддизма степень Ньетанг Нгакрампа – аналог степени магистра. По его словам, традицию дебатов ввел основатель школы Гелугпа Чже Цонкапа (1357-1419). Сегодня развитие этой традиции поддерживает правительство. “Монахи, сдающие экзамен на степень геше лхарамбы, должны также пройти тестирование на знание культуры, грамматики, поэзии и текущих событий, чтобы продемонстрировать понимание социальных вопросов и способность адаптироваться к изменениям в современном мире”, – говорит Джампал Дордже.
Получить степень геше лхарамбы чрезвычайно трудно, и успешный кандидат считает это большой честью и достижением в своей духовной практике.
Чампа Шипал, монах-ученый из монастыря Чампалинг в Чамдо – кандидат на ученую степень и участник дебатов в этом году. Он изучает пять томов учений тибетского буддизма уже 31 год и учился у нескольких великих буддийских мастеров. Теперь Чампа Шипал уверен, что готов попытаться получить степень геше лхарамбы. “Благодаря поддержке правительства у меня есть возможность получить ученую степень. Я буду усиленно готовиться к выпускному экзамену в следующем году, – говорит Чампа Шипал. – Я также хочу искренне поблагодарить всех мастеров и моих друзей-монахов за поддержку”.
Российская газета – Спецвыпуск: Китайский взгляд №257(8608)
Поделиться
КитайРелигия
Тибетские монахи, Жизнь тибетских монахов, Живые Будды
Тибет — святая земля буддизма, которая привлекает сотни туристов, путешествующих, чтобы исследовать ее глубокую буддийскую культуру. В прошлом соотношение было таким, что каждый шестой тибетский мужчина был буддийским монахом. Вы хотите знать, как выглядят загадочные тибетские монахи, или вы когда-нибудь представляли внутреннюю картину буддийских монастырей?
На самом деле тибетские монахи ведут простую и довольно мирную жизнь. Во что бы то ни стало, Они посвящены молитве и служению другим, и они будут чувствовать удовлетворение и удовольствие. Тибетские монахи никогда не гонялись за материальными удобствами; их еда проста, включает немного тибетского хлеба, овощей и много тибетского чая. Тибетские монахи хорошо ладят друг с другом. Обычно они шутят друг с другом и разговаривают друг с другом.
Тибетские медные титаны обычно используются в больших церемониях.Монах на тибетском языке «трапа», что означает «ученик» или «ученый». В монастыре живут три вида тибетских монахов, включая монахов, ученых и лам. Ламы считаются духовными наставниками и учителями. учителя, которые практикуют медитацию для учеников. В тибетском буддизме они считаются «живыми богами», обладающими сверхъестественными способностями, которые могут убивать демонов и приносить удачу, богатство и крепкое здоровье. Безусловно, тибетские монахи играют значительную роль в жизни тибетского народа. Они не только проводят религиозные церемонии, но и заботятся о монастырях.
Учебная жизнь тибетских монахов
Маленькие монахи начинают свою учебную жизнь в монастыре, где они изучают все монашеские дисциплины, обычаи в монастырях и научатся произносить тибетские буддийские мантры и читать некоторые основные молитвы. И они должны служить своему наставнику или хозяину 3 года. Кроме того, они возьмут на себя работу по монастырю. Позже они начнут изучать 5 буддийских классиков, включая буддийскую логику, сутру сердца, мадхьямику, монашескую дисциплину и куша-сю.
Каждому монаху даются две заповеди, саами в 10 лет и бхикшу в 20 лет. Под покровительством высокого монаха живого Будды посвященный дает торжественную клятву перед сутрами и буддами соблюдать обеты и практиковать для живых существ.
Буддийские дебаты в монастыре Сера.Повседневная жизнь тибетских монахов
Ламы — студенты, живущие в Тибете. Через накопление знаний и веры завершите «дорогу паломничества» в жизни.
Жизнь ламы начинается рано утром. Ламы во главе со своими лидерами читают в зале утреннюю молитву. Утренняя молитва длится около 2-3 часов, во время которой сотни молодых монахов трижды выстраиваются в очередь, чтобы разлить в молельном зале чай с маслом и кашу «туба». Монахи едят и пьют, распевая сутры, что очень интересно. После утренней молитвы заканчивается завтрак. Следующая молитва примерно с 9 до 10 часов, ламы возвращаются в Зал Чжацанг, чтобы петь сутры и пить чай; В 3 или 4 часа дня каждый лама собирается в своем кхангцене (общежитии), чтобы петь сутры и пить чай.
В дополнение к трем молитвенным сессиям в день также проводятся три дебаты.
В тибетских монастырях тибетцы обычно угощают монахов чаем и кашей. А взамен монахи поют для них священное писание. Монахи молились о счастье для семьи или молились о покое и мире для умершего члена семьи. После пения родственная семья предлагала монахам немного денег в качестве особого способа пожертвования.
Тибетские монахи живут той же жизнью. Они читают буддийские писания, крутят молитвенные барабаны, кланяются день за днем, год за годом, чтобы практиковать свои чрезвычайно преданные верования.
Большинство тибетских монахов живут в 10 знаменитых храмах и монастырях, таких как храм Джокханг, монастырь Дрепунг, монастырь Сера, монастырь Ташилунпо и т. д. Вы можете мельком увидеть десятку лучших храмов и монастырей Тибета.
Повторение буддийских писаний — это повседневная практика монахов.Живые Будды
Система реинкарнаций живых будд — наиболее заметная черта, отличающая тибетский буддизм от других буддийских школ. Живой Будда относится к монаху, добившемуся некоторых достижений в религиозной практике. После установления системы реинкарнации живого Будды она стала обычным способом наследования, принятым всеми сектами тибетского буддизма.
Повседневная жизнь молодого живого Будды похожа на жизнь старшеклассника. Утренние занятия начинаются в 6 утра, после чего следуют сутрам и поклонению Будде. Каждый день перед завтраком они читают буддийские сутры. Утром они обычно касаются вершины, чтобы Будда благословил верующих, а затем обсуждал сутры. После обеда у них получасовой обеденный перерыв, а во второй половине дня они продолжают следовать за учителем. В сумерках они обсуждали священные писания с другими монахами и учились друг у друга. Вечером они до поздней ночи делали уроки.
Если вы посещаете живого Будду, вы можете поднести хада живому Будде.
Тибетский чай с маслом – По ча
Чай со сливочным маслом, также известный как Поча, является типичным тибетским чаем с соленым вкусом. Это может дать вам достаточно энергии, чтобы выдержать холодную погоду Тибета.
Тибетские свадебные обычаи и церемонии
Тибетские брачные обычаи имеют местные особенности. Ознакомьтесь с разнообразными и красочными тибетскими брачными обычаями.
Пять основных верований тибетского буддизма
Тибетский буддизм уходит своими корнями в буддизм Махаяны и практикуется в Тибете более 1000 лет. Вот краткие инструкции по пяти основным убеждениям.
Палден Лхамо
Палден Лхамо — главный защитник Дхармы, поэтому она высоко ценится во всех основных течениях тибетского буддизма. Ей посвящен почти каждый монастырь.
Топ-10 демонических божеств в тибетском буддизме
Эти ужасающие буддийские демоны существуют не только для того, чтобы пугать вас — они символизируют подлые и злые аспекты человеческой природы. Тибетские буддисты верят, что каждый обладает природой Будды и может достичь просветления, но также верят, что люди по своей природе склонны поддаваться своим самым низким желаниям.
Что вы можете знать о тибетском буддизме
Тибет священн и загадочен, ближе всего к небу и полон веры. Перед поездкой в Тибет, если вы знаете больше о буддийских символах, ритуалах, артефактах и т. д., вы можете лучше понять тибетский буддизм.
Тибетский буддизм простирания – Как и зачем делать простирания
Тибетская масляная скульптура
Тибетская скульптура из масла — особый вид искусства, сделанный из топленого масла. Он широко используется в качестве подношения в тибетском буддизме. Это важная особенность тибетской культуры.
Хата и связанный с ней этикет
Шарфы кхата — самые распространенные тибетские подарки. Вручение Хаты выражает добрые пожелания и уважение. Узнайте больше о значениях, цвете, этикете и т. д. хаты.
Тибетское буддийское монашеское одеяние – Касая
Тибет имеет богатую культуру, где вы можете найти подлинные традиции буддизма в каждом элементе этого места. Это было почти 2500 лет назад, когда сам Господь Будда носил монашеские одежды. Проверьте историю, буквальное значение, способы одевания и различные типы Касая в Тибете.
Тибетская живопись танка
Тибетская тханка – это разновидность свитка, украшенного цветным атласом, с ярко выраженными национальными чертами, сильным религиозным колоритом и уникальным художественным стилем.
Тибетский монах, жизнь тибетского монаха, тибетский буддизм
Во время вашего тура по Тибету в Лхасе или других частях Тибета одним из самых интригующих аспектов будет таинственная жизнь тибетских монахов. Давайте посмотрим, как тибетец становится монахом и какова его повседневная жизнь в Тибете.
Монашеский постриг: первый шаг к становлению тибетским монахом
Согласно учению тибетского буддизма, маленькие дети не могут стать монахами, пока им не исполнится 7 или 8 лет, когда они могут отгонять ворон. Кроме того, настоятель монастыря проверит их биографию. Те, кто был с ювелиром, кузнецом, мясником или практикующим небесное захоронение, будут считаться «нечистыми» и не будут квалифицированными кандидатами на звание ламы.
Настоятель монастыря удалил оставшиеся волосы малыша.
Если ребенок окажется квалифицированным, ему нужно найти двух учителей. Один несет ответственность за свое социальное поведение; другой занимается изучением классики тибетского буддизма. В основном такими учителями будут его родственники, такие как дяди, старшие братья и т. д.
Перед пострижением ребенок должен подарить своему учителю хада (белый церемониальный шарф, используемый тибетцами), чай с маслом яка и некоторые подарки. Позже его учитель сбрил большую часть его волос, но оставил только прядь волос посередине. Затем малыша ждут на знакомство с настоятелем монастыря. Убедившись, что ребенок действительно решает стать монахом, настоятель подстригает оставшиеся волосы ребенка и дает ему имя Дхармы для новопосвященного ламы.
Учебная жизнь тибетских монахов
Вскоре после того, как маленькие монахи начинают свою учебную жизнь в монастыре, им необходимо служить своему наставнику или учителю в течение 3 лет, в течение которых они будут изучать все монашеские дисциплины и обычаи в монастырях; Кроме того, ожидается, что они возьмут на себя работу по дому в монастыре и научатся произносить тибетские буддийские мантры и читать некоторые основные молитвы.
Юные тибетские монахи в монастыре
После того, как молодые тибетские монахи хорошо овладеют тибетским языком, им пора изучать 5 буддийских классиков:
а. Буддийская логика («Иньмин»): Это самые элементарные знания буддизма, которые предполагается изучать в течение 3 лет.
б. Сутра Сердца («Банруо»): буквально означает сердце совершенства понимания.
с. Мадхьямика («Чжунгуань»): взаимозависимо возникающие феномены
d. Монашеская дисциплина («Жиелв»)
e. Куша-сю («Дзюше»)
Вышеупомянутые 5 буддийских классических произведений являются обязательными курсами для тибетских монахов. Обычно им требуется 20 или более лет, чтобы закончить их все, в основном с помощью декламации и монашеских дебатов.
Экзамены для тибетских монахов
Экзамены по чтению тибетских буддийских писаний проводятся весной и летом. Монахи будут разделены на разные группы и по очереди будут читать буддийские писания (около 50 страниц в одном тесте) главе монастыря. Если они потерпят неудачу, они будут наказаны.
Дебаты монахов также являются одной из основных форм проверки их знаний. Самые известные дебаты монахов проводятся с 15:00 во дворе дебатов монахов монастыря Сера, который часто привлекает огромные толпы иностранных туристов. Обычно группу составляют два монаха. Один монах стоит и продолжает расспрашивать другого, сидящего на земле, хлопая в ладоши, катая буддийскую малу и прыгая. Они спорят друг с другом с большой страстью и энергией. Если кто-то провалит экзамен, он не получит степень и может быть только обычным монахом, служа другим. Наслаждаясь туром по Лхасе, вы сможете увидеть драматические дебаты монахов в монастыре Сера и посетить ряд возвышающихся монастырей в Лхасе. – 5-дневный небольшой групповой тур по Лхасе с посещением трех крупных монастырей
Дебаты монахов в монастыре Сера — одно из самых ярких событий тура в Лхасу.
По мере того, как монахи продолжают изучать буддизм, они в конечном итоге сдают высший экзамен и получают ученую степень, известную как «Геше» секты Гелугпа тибетского буддизма, а также докторскую степень.
Особые группы тибетских монахов в монастыре
То, что все ламы, живущие в монастыре, изучают буддийскую классику, является заблуждением. На самом деле только половина лам изучает исключительно буддийские писания. Остальные обучены произносить молитвы, чтобы благословить простых людей, утешать умерших из разных семей и председательствовать на свадьбе или похоронах.
Некоторые монахи в монастыре обучены только рисованию танка.
В то время как некоторые хороши в лечении, гадании и рисовании, изготовлении буддийских скульптур и гравировке буддийских писаний, даже игре на музыкальных инструментах; Другой особый тип лам, широко известный как «Туо Туо», никогда не изучает буддийскую классику. Вместо этого они усердно тренируются, чтобы практиковать свои боевые искусства и действовать как телохранители и свирепые воины для защиты монастыря.
Повседневная жизнь тибетских монахов
Тибетские монахи или ламы ведут довольно мирную жизнь. На рассвете дежурный монах поднимется на крышу Большого зала собраний монастыря, трижды хлопнет в ладоши и громко помолится о благословениях Богини Милосердия (также известной как Гуаньинь). Услышав «утренний зов», все монахи соберутся в актовый зал для утренней молитвы, зрелище торжественное и невероятное.
Монахи вернулись в свои общежития после утренней молитвы.
Утренняя молитва
Утренняя молитва длится 2-3 часа, в течение которых сотни молодых монахов выстраиваются в очередь, чтобы угостить других монахов чаем с маслом и кашей. Тем временем монахи могут есть, распевая буддийские мантры. Какая прекрасная и редкая сцена для посетителей.
Перерыв на чай во время утренней молитвы в монастыре Ташилхунпо
Часто бывает так, что под руководством главы буддийских писаний монахи совершают молитвы за счастье семьи или за покой и покой умерших членов семьи участники в трауре. Вскоре после молитвы семья предложит монахам немного денег в качестве особого способа пожертвования.
Послеобеденная молитва
С 9:00 до 10:00 и с 15:00 до 16:00 тибетские монахи будут молиться после обеда в небольших местах, таких как Чжакангс Холл (колледж) и Кхангцен (общежитие) в монастыре.
>> Дальнейшее чтение о Медитационной поездке в Тибет
Культурное столкновение между религиозной и светской жизнью
Частично из-за дальнейшего открытия тура по Тибету и революции науки и техники, в настоящее время прежняя аскетическая жизнь тибетских монахов также претерпела изменения. измененный. Вам может показаться удивительным увидеть современные гаджеты (такие как iPhone, ноутбук, цифровая зеркальная фотокамера и т. Д.), Используемые многими тибетскими монахами во время вашего тура по Лхасе.
Тибетские монахи сфотографировали своих друзей на айфоны.
Многие молодые тибетские монахи считают, что, изучая тибетский буддизм, очень важно понимать культурные и религиозные различия между ними и другими, а также между Востоком и Западом.