Йога основные асаны: 30 основных асан с картинками и описанием – Позы йоги для начинающих в домашних условиях с картинками
9 базовых асан йоги
Если вы хотите практиковать, но не знайте, с каких асан стоит начать, или после занятий с группой хотите попрактиковать дома – обратите внимание на эти базовые асаны. Они не сложны в выполнении, но очень важны для вашей практики, поскольку являются фундаментом для неё.
Ваджрасана
Ваджрасана – одна из самых безопасных асан. При её практике вам следует направлять внимание в область колен и поясницы. Спина должна быть прямой, но не напряжённой, для этого равномерно распределите вес между коленями и стопами. Может возникнуть небольшой дискомфорт в передней поверхности бедра, но не допускайте боли в коленях.
Врикшасана
Развивает координацию и чувство баланса. Не считается сложной асаной, однако вы можете облегчить её, прижав стопу к голени и сложив руки в Намасте у груди. Усложнённый вариант – нога в полулотосе на бедре, руки вытянуты над головой.
Поза также вытягивает позвоночник, укрепляет бёдра и голеностопные суставы. Но стоит быть внимательным при варикозном расширении вен. Впрочем при этой болезни противопоказаны долгие фиксации в любых позах стоя.
Уттанасана
Растягивает мышцы низа спины и задней поверхности ног. С каждым вдохом мягко поднимайте и удлиняйте переднюю поверхность корпуса. С каждым выдохом уходите глубже в наклон.
Противопоказание – травмы спины. В этом случае выполняйте вариацию Ардха Уттанасаны, упираясь руками в стену и удерживая их параллельно полу, а ноги – перпендикулярно корпусу.
Чатуранга Дандасана
Одна из первых силовых асан, которую осваивает практик Хатха-йоги. Асана укрепляет плечи, запястья, мышцы пресса, бёдер, груди и спины.
На первом этапе практики Чатурангу можно облегчить – опустите колени на пол, но продолжайте сохранять спину прямой. Не забывайте про дыхание: с непривычки хочется задержать дыхание в силовой асане, но нужно дышать. Концентрируйтесь на длинных вдохах и выдохах, это поможет зафиксировать положение.
Адхо Мукха Шванасана
Главный акцент в асане – вытяжение позвоночника. На протяжении всей практики отталкивайтесь руками от коврика и вытягивайте копчик вверх. Не допускайте прогиба в пояснице, ноги держите прямыми или слегка согнутыми. Стопы параллельны друг другу, пятки стремятся к полу.
Урдхва Мукха Шванасана
Асана, которую часто выполняют неправильно: руки ставят слишком далеко, бёдра от пола не отрывают, плечи подтягивают к ушам. Практикуйте асану, чтобы улучшить осанку, укрепить позвоночник и руки и раскрыть область грудной клетки.
Марджариасана
Динамичный вариант асаны – самостоятельное упражнение для позвоночника и мышц спины. Также Марджариасана – хорошая асана для того, чтобы научиться синхронизировать дыхание и движение. Попробуйте менять ритм практики и дыхания и найдите комфортный для себя.
Ардха Матсиендрасана
Скрутка улучшает пищеварение, кровоснабжение позвоночных дисков, стимулирует работу внутренних органов. Несмотря на положительный эффект от практики асаны, стоит отказаться от её выполнения тем, у кого есть травмы позвоночника и боли в спине.
Пурвоттанасана
Прекрасная компенсация длительных наклонов вперёд. Благодаря регулярной практике асаны укрепятся запястья и лодыжки, улучшится подвижность плечевых суставов. Среди противопоказаний: высокое давление, травмы запястий, плеч, межпозвоночные грыжи.
Фото: whitneydavisyoga/instagram.com
Асаны: цель или средство?
Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены в конечном счёте для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума.
Свами Сарасвати
Некий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле приятная усталость, в уме спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…
Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.
Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога, в свою очередь, направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.
ТриконасанаТо есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.
Древний текст «Хатха-йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарамой, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.
То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.
Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.
Изучая первоисточники, мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматриваются не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития: внешний, который делает тело более сильным; внутренний, позволяющий уму быть устойчивым; и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий Дух человека.
ПасчимотанасанаВнешний уровень. Физический аспект асаны
Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки; оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.
Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело – лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и, тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».
Однако укрощение тела – непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.
ТитибхасанаНа внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, а также умение двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.
Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.
В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестаёт его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестаёт воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.
Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность и подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.
Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой, и поток осознанности гаснет.
Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезают, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы, ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению Духа.
АштавакрасанаИменно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».
Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития
Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание, что развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растём духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».
Ом!
Асаны йоги для начинающих, сложные асаны. Йога и как найти золотую середину
Елена Гаврилова, 54 года, мать двоих детей, занимается йогой около 10 лет, рассказала об освоении простых и сложных асан йоги.
С тех пор как я начала заниматься йогой прошло десять лет. Я хорошо помню, что в самом начале, асаны, с которыми я знакомилась, казались мне очень легкими в выполнении и несерьезными. Я повторяла за инструктором в зале или в видеозаписи последовательности и свысока недоумевала, насколько все это просто в исполнении и какой прок от занятий. Как работают эти самые асаны. Сейчас мне понятно, что все дело было в том, что выполняла я асаны очень приблизительно, не точно. И чем больше слушала инструктора, следовала за его советами и рекомендациями, тем больше ощущала работу мышц, связок, всего тела в каждой асане. И она становилась совсем не простой в освоении. В то же время, влияние практик на осанку например, становилась все более очевидным. Я стала контролировать положение тела во время работы за компьютером, при ходьбе, во время долгих ожиданий стоя и сидя. Помогала своему телу выполнением тех или иных асан, направленных на снятия напряжения, расслабление и оно немедленно отзывалось благодарностью. Ну а регулярные, (ежедневные) часовые или полуторачасовые занятия практикой йоги, выполнение определенных последовательностей асан, бесспорно качественно повлияли и на здоровье, и на состояние и возможности организма в целом.
Честно надо признать, что с самого начала у меня были любимые и не любимые асаны. Конечно среди любимых, те асаны, которые легче давались в освоении и даже в крайних своих положениях, не были крайне дискомфортными и болезненными. А не любимые, те где приходилось с большим трудом дискомфортом, и даже нестерпимыми ощущениями преодолевать себя, и не смотря на желание и стремление, не всегда получать желаемый результат : достижение верного , крайнего положение в той или иной асане.
МатсиендрасанаЗанимаясь самостоятельно, я, конечно, нередко игнорировала их, или откладывала на следующий раз работу над нелюбимой асаной. В этих случаях большое преимущество имеют занятия с учителем, инструктором, занятия в группе. И в то же время, мой скромный опыт, позволяет мне иметь суждение о том, что любимыми и не любимыми во многом, асаны становятся не от степени трудоспособности, и желания победить свою леность, преодолеть физические ограничения тела, а зачастую в связи с физиологическими особенностями, строением, врожденными качествами наших тел. Кому-то с легкостью дается одно и становится недосягаемым другое.
Например, незамысловатая на первый взгляд Пасшимотанасана (наклон сидя с прямой спиной к прямым, вытянутым вперед ногам ) требует постоянной работы и спустя 10 лет после того как я начала осваивать ее. И мне по прежнему есть куда двигаться, что преодолевать работая в этой асане. Но я никогда не откажусь от включения этой асаны в практику. Чувствую ее положительное влияние на качественное состояния мышц бедер, благополучие позвоночника. Пусть без видимых кардинальных продвижений, но на уровне ощущения безусловно. Главное не привычное выполнение асаны из раза в раз, а настойчивая работа каждый раз при достижении крайнего положения в асане. “С каждым выдохом ниже, сохраняя прямой спину…” А вот и противоположный пример.
Очень хотелось добиться качественного выполнения Падмасаны (позы лотоса). Я какое-то время работала над этой асаной. Очень медленно продвигалась вперед. Подолгу, терпя дискомфорт и довольно болезненные ощущения, находилась в позе полулотоса. Спустя некоторое время чаще стала ощущать дискомфорт и боль в коленных суставах. Почитав, подумав, выслушав мнения и советы своих наставников пришла к тому, что к освоению этой асаны нужно подходить более аккуратно. Потому для рабаты с пранаямой пока выбрала альтернативу этой асане с учетом своих физиологических особенностей. Для меня это Вирасана.
В этой асане я могу долго находится в положении сидя, сохраняя спину и позвоночник в правильном положении, работать над дыханием, концентрацией и медитацией.
АрдхападмасанаТак я пришла к необходимости вдумчивого осторожного, но в то же время упорного и настойчивого труда, приложения усилий для достижения больших и поменьше положительных результатов и в практике и в жизни. А вот ширшасана это моя любимая асана. Освоила ее совершенно самостоятельно.
Выполняю ее каждый день, часто дважды в день, утром и вечером. Нахожусь в асане не менее пяти минут. Даже такая простая в выполнении асана как Тадасана, верно отстроенная, регулярно выполняемая, помогает мне не только сохранять осанку но и своевременно реагировать на те моменты, когда тело дает знать о малейшем недуге.
Причем об этой асане я не забываю в течении всего дня. Когда есть возможность напоминаю себе о правильном положении тела в положении стоя, о вытяжении позвоночника, о спине, осанке, плечах. Теперь, накопив некоторый опыт в занятиях йогой, я понимаю, что каждая асана подарена нам учителями во благо. Правильно подобранные последовательности и регулярные практики доставляю мне удовольствие, улучшают самочувствие, приводят в порядок нервную систему. Качественно улучшают жизнь.
Хочу пожелать всем начинающим практикам йоги и тем, кто уже не один год занимается – пожалуйста, будьте внимательны к своему телу, стараясь посредством асан улучшать его состояние, а не разрушать те возможности, которые есть у вас от рождения.
Ищите золотую середину в вашей практике между аскезой (сознательно самограничение) и грубыми нарушениями ахимсы (причинение вреда своему телу) по отношению к телу.
Успехов в практике йоги!
Другие статьи Елены: Как стать вегетарианцем? Один из взглядов на реальность.
вопросы Елене вы можете задать в комментариях к этой статье.
Сколько всего асан в йоге: позы в современной хатаха-йоге
Все исследователи йоги особенно пристально изучали эволюцию асан. Сколько асан в йоге? Откуда произошли асаны? Почему такое значение придается асанам в современной йоге?
Йога уходит своими корнями в древние века. Первые упоминания о йоге обнаружены в ХI-VI веках до н. э. в ведийской религии.
Впервые слово «йога» встречается в «Ригведе», но не в значении практики, а, как упряжь. В значении же практики «йога» впервые упомянута в «Катха-упанишады».
Данные о существовании йоги в доведический период не сохранились, в связи с тем, что знания в этот период передавались только устно.
Впервые основы йоги были описаны в тексте «Йога Сутра» Патанджали в пятом веке до н. э. Этот трактат можно считать прародителем йоги.
Однако «Йога Сутра» не описывает никакие конкретные асаны, а говорит о том, что «Асан» — «удобная и устойчивая поза». Современная же практика подразумевает многообразие позиций: сидя, лежа, вверх ногами и даже на голове. Патанджали — практика управления умом.
Сколько асан в хатха йоге
Хатха-йога — это направление, сосредоточенное на очищении ума через очищение тела. Направление Хатха дает развитие поз (асан) Патанджали и подразумевает уже множество разнообразных йогических поз с гимнастическими элементами.
Основные принципы хатха-йоги, раскрытые в писаниях «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака», приняты за основу современной классической йогической практики.
- Из текста «Горакша Самхите» следует, что йогических поз существует столько, сколько видов живых существ, то есть 8,4 миллиона. Бог Шива описал все, и выбрал 84.
Примечательно, что цифра в 8,4 миллиона не сильно разнится с расчетами современных ученых, согласно которым сегодня на нашей планете 8,7 миллиона видов живых существ. Но в самом тексте «Горакша Самхите» названо лишь две асаны — падмасана и сиддхасана.
- Шесть поз описано в «Шива Самхите»: угра, гомукха, сиддаха, падма, ваджра и свастика. «Шива Самхите» — трактат, написанный неизвестным, от лица самого Шивы, признан самым подробным и разносторонним трактатом, посвященным хатха-йоге.
- В «Хатха-йога Прадипике» описывается 16 асан: вирасана, уттанасана, дханурасана, матсьясана, пасчимасана, маюрасана, кукутасана, курмасана, шавасана, гомукхасана, падмасана, бхадрасана, уткатасана, свастикасана, сиддхасана, симхасана.
- «Гхеранда Самхита» считается самым энциклопедичным сборником из трех классических трактатов хатха-йоги, датирован VII веком. Данный текст подтверждает утверждение Горакши о 84 асанах, поясненных Шивой, но уточняет, что человечеству доступно лишь 32.
- Классический текст Йоги и Тантры «Тирумандирам» Сиддхар Тирумулара, изданный в XII веке содержит описание восьми асан: симха, сотхира, гомукхасана, вирасана, бхадрасана, падмасана, сукха и свастикасана). В издании XVII века Шринивасы «Хатхаратнавали» освещено уже 36 асан.
Сколько асан в йоге сегодня
С XVIII века наблюдается значительное увеличение количества поз асан, так труд Джаятарамы «Джогапрадипика» содержит описание 84 асан. А уже в XIX веке Махараджа Майсора, Кришнараджа Водьяр III издал книгу «Шри Таттва Нидхи», с описаниями и изображениями 122 асан.
Сюда же вошли элементы с использованием вспомогательных инструментов – пропосов (асаны на канате, перекладине, с палками).
Этот трактат впоследствии стал вдохновителем Тирумалай Кришнамачарьи — прародителя современной йоги.
Школа Кришнамачарьи основана на двух текстах: «Йога-Рахасья. Тайное учение йоги.» и «Йога-Курунта».
«Йога-Курунта» — древнейший источник, освещающий систему йогических динамических практик. Считался утерянным.
- Кришнамачарьи познавал его в Тибете, со слов своего гуру Рама Мохана. В дальнейшем Кришнамачарьи обнаружил данный трактат в библиотеке Кальккута и передал знания из него одному из своих последователей, Паттабхи Джойсу. В дальнейшем книга все же исчезла, по одной из версий она была уничтожена насекомыми.
- «Йога Рахасья» — тайное учение Йоги, трактат начала нашей эры, содержащий рассуждения на тему почитания Бога, при помощи медитации, написанный Шри Натхамуни.
Трактат был утерян в средние века, но чудом явился медитирующему Кришнамачарье и воследствии воссоздан им. В данном трактате описано много асан, также встречаются уникальные, не описанные до этого в других йогических трактатах.
- Сам Тирумалай в своем трактате «Йога Макаранда» описывает только 38 асан. В ХХ веке количество описаний асан в йогических текстах увеличивается и доходит до нескольких сотен, а то и переваливает за тысячу.
Так Дипике Айенгара – один из величайших йогинов современности, в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги» описывает 200 поз асан.
А легендарный современный йогин Шри Дхарма Миттра в 1984 году завершил работу над Master Yoga Chart, на которой запечатлен он сам в 908 позах асан. Дхарма Миттра собирал информацию об асанахво всех доступных современности источниках, обращаясь к самым известным йогинам.
В итоге ему удалось выделить целых 908 поз из 1300 возможных вариаций.
Сегодня его труд, Master Yoga Chart, является незаменимым пособием для преподавателей и любителей йоги всего мира.
Откуда столько асан в современной йоге
Еще хатха-йога дала направление в развитии духовном через развитие тела. Начиная с конца XIX человечество стало большое внимание уделять совершенству своего тела. Вот и йога не стояла на месте, развиваясь вместе с человеком, закрывая его запросы и потребности.
Один из источников поз асан — индийская философия тапас. Тапас — это форма самодисциплины, доходящая до самоистязания, характеризующаяся, высокой степенью аскетизма. Согласно этой философии, именно, через мучения йогин приходит к счастью и могуществу.
Наряду с тапасом, в Индии, существовали факиры, зарабатывающие на демонстрации сложных и необычных поз тела. Возможно, какие-то асаны были позаимствованы и здесь.
Часть асан могли прийти из боевых искусств индии, в частности Малла-йуддха. И посей день асаны используются в подготовке спортсменов и борцов всего мира.
В другой статье мы описывали пользу и вред позы плуга.
Происхождение множества асан возможно объяснить, взглянув на разнообразную религиозную индуистскую иконографическую живопись.
Практически все изображенные высшие существа Махасиддхи сидят позах медитаций, а йогини, изображены в стоячих позах, напоминающих современные асаны. Позы бога Шива, исполняющего танец Тандава, напоминают маласана, мост, дханура и др.
Йндийский танец, также мог послужить прародителем асан. Врикша, натараджасана, капота используются в индийском танце Бхаратанатьям.
Древние асаны взяты из древних текстов и писаний, некоторые асаны были введены в практику позднее великими йогинами и мудрецами. Часть асан носит названия животных и предметов, какие-то названы в честь йогинов, их создателей.
Сколько поз в йоге
Нет однозначного ответа на вопрос о кличестве асан. Да, это и справедливо. Меняется мир. Меняются и традиции йогической практики.
Норман Сьоман – один из исследователей йоги, пришел к выводу, что современная йога не является уже чисто индийским продуктом, она трансформирована и модифицирована под влиянием запада. Йога менялась на протяжении многих тысячелетий.
Асаны также претерпели эволюцию. Йога жива, пока ее традиции пускают все новые побеги, говорил он.
Независимо от количества асан, их названий и содержания, важно помнить, что йога – это, прежде всего, система, призванная очищать сознание.
Асаны для улучшения кровообращения в малом тазу, женские асаны в йоге, лучшие асаны для женщин
Прежде чем начать перечислять конкретные асаны для женского здоровья, будет уместно обсудить, в чём отличие женской практики йоги от мужской и есть ли оно вообще. Существует ли в принципе такое понятие, как женские асаны? Может быть, не стоит с этим заморачиваться, а заниматься йогой по видео или в группах на общих основаниях? Это же древняя практика, там должно быть всё учтено? Но не всё так однозначно.
Действительно, йога очень древняя практика самосовершенствования, но изначально она практиковалась в основном мужчинами, и многие аспекты учитывают именно мужскую природу: возможности, физиологию, цели и так далее. Женщине необходимо всё это осознавать и выстраивать практику в соответствии со своей природой и задачами, если она хочет быть эффективной в достижении гармоничных результатов на физическом, психоэмоциональном и духовном уровнях.
Все эти уровни тесно связаны между собой, но нам легче всего начинать оптимизировать своё состояние, работая именно с физическим телом. Что же будет ключевым моментом в построении женской практики? От чего мы будем отталкиваться на физическом уровне? Прежде всего вспомним, что женский организм имеет такое отличие от мужского, как менструальный цикл. Каждой женщине необходимо знать и разбираться, что происходит с ней в разные периоды этого цикла, какие практики будут уместны, а какие, наоборот, могут навредить.
В течение всего цикла происходят постоянные изменения гормонального, и, как следствие, психоэмоционального фона; состояние нервной, выделительной, кроветворной и репродуктивной систем. От этих факторов в основном и зависит женское здоровье, поэтому их никак нельзя игнорировать. Например, хорошо знать о том, что во время месячных и в день овуляции (середина цикла), лучше снизить нагрузки и применять более расслабляющие техники, а также стараться не переутомляться на работе или во время выполнения домашних дел. А вот в первый период цикла, то есть в дни до овуляции, наоборот, можно наращивать нагрузки, активно прорабатывать тело и заниматься энергетическими практиками. Зная и изучая то, как мы устроены, можно значительно повысить свою эффективность во всех сферах нашей жизни.
ВрикшасанаВ нашем организме всё взаимосвязано: заболевания или застойные явления в одном органе тянут за собой сбой работы в остальных органах и системах. Поэтому при построении занятия нужно уделять внимание проработке всех жизненно важных органов и частей тела, акцентируя внимание на проблемных зонах. Соответственно, и асаны выбирать для женского здоровья мы будем, исходя из насущной необходимости, а точнее, в зависимости от того, какую задачу нам нужно решить прежде всего.
Если есть какие-то серьёзные заболевания, то хорошим выбором будет йогатерапия, а не интенсивные занятия в общих группах. Так же и в случае, если вы готовитесь стать мамой, стоит пойти на специализированный курс для беременных. Если же говорить о личной практике дома, то, как уже упоминалось выше, сначала ставим задачу, над которой собираемся работать, и, исходя из этого, действуем. Само собой, согласуя это с нашим циклом. Более подробно обо всех нюансах этой темы можно и нужно ознакомиться с помощью специализированной литературы, но основные моменты я обозначу. Прежде всего, что мы не делаем в критические дни:
- Перевёрнутые асаны;
- Закрытые скрутки;
- Силовые асаны;
- В балансовых асанах долго не стоим;
- Агнисара-крийю, наули, мула-бандху и уддияна-бандху;
- Глубокие наклоны и прогибы;
- Пранаямы и крийи, где есть активные манипуляции в области живота: бхастрика, капалабхати и т. п.
В этот период хорошо будет выполнять несложные комплексы асан, направленные на расслабление, мягкое вытяжение мышц и успокоение ума. Например, можно предложить такую последовательность:
Асаны для женщин- Настройка на практику, мантра Ом;
- Мягкая разминка для всех частей тела или суставная гимнастика;
- Буквально пара балансовых асан, таких как Врикшасана;
- Варианты Марджариасаны;
- Баддха конасана (без наклона вперёд). Можно подложить что-то мягкое под колени и постараться расслабиться в таком положении;
- Маласана ;
- Прасарита паддотанасана. В этой позе можно побыть наклонившись и сложив руки в локтевой замок, не стоит ставить голову на пол;
- Облегчённый вариант Бхуджангасаны — поза Сфинкса;
- Супта вирасана, если эта поза даётся легко;
- Упавишта конасана. Здесь тоже на пол животом не ложимся, лучше сделать лёгкие движения по кругу от одной ноги к другой, сложив руки в намасте;
- Открытые скрутки;
- Упавишта баддха конасана. Можно ещё подложить плед под поясницу, если есть болезненные ощущения в этой области;
- Шавасана. Как вариант, под ноги выше колен можно подложить болстер или подушку или, согнув их под 90 градусов, положить на невысокий стул. Это также будет способствовать лучшему отдыху и расслаблению мышц в проблемных областях.
По окончании критических дней можно вернуться к обычному комплексу. Какие же асаны будут наилучшими для здоровья женщины? Здоровьем можно назвать некий баланс и гармонию всех наших составляющих. То есть здоровье тела, плюс здоровье нашей психической и нервной системы. Все эти сферы охватывает йогическая практика. Туда же входят рекомендации по правильному питанию, режиму дня и нравственным качествам. Работая сразу во всех этих направлениях, действительно можно получить хорошее здоровье и гармоничное сосуществование тела и души. Ведь для чего нам необходимо хорошее здоровье? Очевидно, для того, чтобы иметь возможность выполнить своё предназначение. И даже если мы ещё не знаем точно, в чём оно состоит, необходимо плодотворно жить и искать способы самореализации.
Париврита джануширшасанаИтак, женские асаны в йоге
В чём специфика йоги для женщин? Чем она отличается от мужского стиля? Понятно, что на физическом уровне это более плавные, мягкие движения, разумное время нахождения в силовых асанах, соблюдение ограничений и предписаний в определённые периоды: беременность, критические дни, гинекологические заболевания и менопауза. На психическом уровне — осознание своих особенностей психики и уравновешивание, гармонизация своих состояний. То есть у мужчин будут свои задачи в работе с умом, у женщин — свои. До того уровня, с которого все различия прекращаются. Но это уже достаточно высокая ступень развития.
На психическом уровне женщины более эмоциональны, и это тоже имеет свои плюсы и минусы. В итоге можно сделать вывод, что, ставя любую цель перед собой, будь то здоровье, самосовершенствование или просветление, нужно изучить себя, свои особенности, привычки, достоинства и недостатки, чтобы знать, над чем работать. Поэтому, конечно, в идеальном варианте хорошо было бы составлять индивидуальную программу занятий из наиболее эффективных асан, крий и пранаям в каждом конкретном случае. Но если это по какой-либо причине недоступно прямо сейчас, а заниматься необходимо, то на этот случай есть некий усреднённый вариант, который можно использовать в качестве личной практики. Саму практику я размещу ниже, но перед этим — ещё несколько общих рекомендаций, которые помогут сделать её более эффективной:
Вирабхадрасана- Подходящая одежда из хлопчатобумажной или любой другой натуральной ткани, которая не будет стеснять ваших движений;
- Постепенное освоение асан от простого к сложному, без длительных фиксаций в силовых позах;
- Хороший разогрев тела перед основным блоком асан с помощью суставной гимнастики или другой понравившейся разминки, направленной на проработку всех групп мышц. Сурья намаскар — очень подходящая практика для этой цели;
- Заниматься лучше всего натощак. Лёгкий завтрак за 30 мин до практики допустим. После обычного приёма пищи должно пройти 2–3 часа. После практики выдержите хотя бы полчаса прежде, чем что-либо скушать;
- Регулярность и умеренность — ваши лучшие друзья! Лучше заниматься 30 минут каждый день, чем 2 часа раз в неделю. Новичкам рекомендуется прилагать 70% усилий от возможного, чтобы не переусердствовать ненароком. Чувство лёгкого дискомфорта считается нормой и приветствуется, так как тело должно «работать», а вот острой боли и переутомления старайтесь не допускать;
- Замечательно, если удаётся придерживаться преимущественно вегетарианского образа питания, хотя, как показывает опыт многих людей, переход на вегетарианство происходит как бы сам собой в ходе освоения практик йоги. И конечно же, это самым благотворным образом сказывается и на женской фигуре, и на общем самочувствии, и на приливе жизненной энергии. Кроме того, улучшается настроение и повышается степень осознанности, что является одной из главных составляющих гармоничной жизни в целом.
Итак, вы готовы; коврик расстелен; в комнате есть приток свежего воздуха; или, может быть, вы находитесь в живописном месте на природе; и вот мы начинаем осваивать наши лучшие асаны для женского здоровья!
ДандасанаСядьте в любое удобное положение со скрещенными ногами и настройтесь на занятие. Язык поместите в намо мудру (прижмите кончик языка к верхнему нёбу), — это будет помогать вам удерживать внимание в настоящем моменте. Далее сделайте несколько циклов полного йоговского дыхания или просто глубоко подышите, прикрыв глаза. Можно включить спокойную музыку, любимые мантры, или звуки природы. Начните плавно разминать мышцы шеи и плеч. Далее используйте ваш вариант разогрева тела перед основным блоком упражнений.
Комплекс асан для женщин:
- Тадасана — поза горы. Делает красивой осанку и является контрпозой для всех перевёрнутых поз. Оставайтесь в позе 20-30 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Работает с муладхара чакрой;
- Врикшасана — поза дерева. Балансовая асана, улучшает координацию движений, выравнивает осанку, укрепляет мышцы ног и успокаивает ум. Положительно воздействует на аджна чакру;
- Вирабхадрасана 2 — поза воина. При регулярном выполнении значительно уменьшает жировые отложения в области бёдер, укрепляет ноги, раскрывает грудную клетку. Дыхание ровное. Стимулирует анахата чакру;
- Уттхита триконасана — поза вытянутого треугольника. Стимулирует перистальтику кишечника, очищает кровь, активизирует работу печени, почек, селезёнки и, как следствие, значительно улучшает состояние кожи. Также она укрепляет мышцы живота, спины, вытягивает позвоночник, делая его более гибким, способствует формированию и сохранению тонкой талии. Работает со свадхистана чакрой;
- Уттхита паршваконасана — поза растянутого бокового угла. Уменьшает жировые отложения в области бёдер и талии, улучшает функции пищеварительной и выделительной систем, вытягивает позвоночник и стимулирует кровообращение. Снимает болевые ощущения при артрите. Работает с манипура чакрой;
- Марджариасана — поза кошки. Отлично прорабатывает позвоночник по всей длине, помогая обрести гибкую, подтянутую фигуру. Тренирует мышцы брюшного пресса, прекрасно массажируя внутренние органы и убирая жировую ткань на талии. Эффективна при болях в шее и спине, а также при болезненных месячных. Прорабатывает манипура чакру;
- Адхо мукха шванасана — поза собаки головой вниз. Возвращает бодрость, предотвращая утечки энергии. Обеспечивая прилив крови к голове, улучшает цвет лица. Способствует пищеварению и тренирует мышцы всего туловища. Стимулирует аджна чакру;
- Ваджарасана — поза алмаза. Хорошо подходит для освоения медитации и пранаямы, используется как поза отдыха между сложными асанами. Активизирует кровообращение в области таза, благотворно влияя на внутренние органы, стимулирует пищеварение, её даже можно выполнять сразу после еды. Работает с муладхара чакрой;
- Прасарита паддотанасана — поза с широко расставленными ногами. Растягивает подколенные сухожилия, заднюю и внутреннюю поверхности ног, устраняет усталость, улучшает работу органов пищеварения, помогает при депрессии. Стимулирует аджна чакру;
- Дандасана — поза палки или посоха. Формирует красивую осанку, укрепляя мышцы спины, вытягивает мышцы ног, уменьшает жировые отложения в области живота, формируя талию. Очень благотворно влияет на почки. Прорабатывает манипура чакру;
- Джану ширшасана — поза головы к колену. Эта поза хорошо тонизирует печень, селезёнку и почки. Улучшает работу нервной, мочеполовой, репродуктивной и эндокринной систем. Массирует органы брюшной полости. Работает с манипура чакрой;
- Пашчимотанасана — буквально переводится как ‘вытяжение западной части тела или спины’, но на самом деле это поза долголетия и вечной юности! Оказывает оживляющее воздействие на всю репродуктивную систему, стимулируя кровообращение в тазовой области. Вытягивает позвоночник по всей длине и заднюю поверхность ног. Стимулирует работу печени и является очень полезной при заболевании почек. Даёт отдых сердцу и успокаивает ум, делая его безмятежным и ясным, усмиряет гнев, улучшает память и положительно воздействует на эндокринную систему. Прорабатывает манипура чакру;
- Парипурна навасана — поза лодки. Укрепляет мышцы пресса, бёдер и спины, помогая избавиться от жировых отложений на талии, животе, ягодицах и бёдрах. Полезна в случаях метеоризма. Стимулирует почки. Работает с манипура чакрой;
- Дханурасана — поза лука. Развивает гибкость и подвижность позвоночника. Массирует органы брюшной полости и сердечную мышцу. Раскрывает грудную клетку, наполняя энергией солнечное сплетение. Активизирует дыхание, стимулирует работу эндокринных желёз. Укрепляет мышцы спины, ног и живота, способствуя сжиганию лишнего жира. Прорабатывается манипура чакра;
- Баддха конасана — поза связанного угла или поза бабочки. Стимулирует кровообращение в органах таза. Укрепляет матку и мочевой пузырь, тонизирует почки. Эффективна при заболеваниях мочеполовой системы, облегчает роды, является профилактикой варикозного расширения вен, радикулита и грыжи. Прорабатывает муладхара чакру;
- Упавишта Конасана — поза угла сидя. Улучшает циркуляцию крови в тазовой области. Регулирует менструальный цикл, положительно влияя на работу яичников. Способствует усилению эластичности тазобедренных суставов, подколенных сухожилий и мышц бёдер. Прорабатывает свадхистана чакру;
- Гомукхасана — поза головы коровы. Хорошая компенсация для предыдущей асаны, а также для позы лотоса. Снимает напряжение с плеч, тренирует трапециевидные мышцы спины, бицепсы, делая красивыми руки. Развивает грудную клетку, а также растягивает внутренние лодыжечные связки, раскрывает тазобедренные суставы. Прорабатывает муладхара чакру;
- Ардха Матсиендрасана — поза повелителя рыб или скрутка. Замечательно прорабатывает глубокие мышцы позвоночника, увеличивая его гибкость и подвижность, усиливает его кровоснабжение. Оказывает стимулирующее воздействие на печень, почки, поджелудочную железу, селезёнку, мягко массируя эти органы. Работает с манипура чакрой;
- Уштрасана — поза верблюда. Укрепляет и тонизирует мышцы живота, спины, бёдер, ног, рук, шеи, раскрывает грудную клетку, улучшая осанку. Стимулирует функцию щитовидной железы (противопоказано при её увеличении). Делает позвоночник более гибким. Прорабатывает анахата чакру;
- Баласана — поза ребёнка или поза отдыха. Снимает напряжение в шее, спине и в мышцах ног, улучшает пищеварительную функцию;
- Урдхва мукха шванасана — поза собаки головой вверх. Усиливает циркуляцию крови в области таза, усиливает мышцы ног и рук. Хороша при пояснично-крестцовом радикулите и при смещении позвоночного диска. Прорабатывает анахата чакру;
- Кандхарасана — поза с опорой на плечи. Очень полезная женская асана. Избавляет от болей в спине и сутулости. Массажирует мышцы и нервы репродуктивной системы, помогая в лечении расстройств половой сферы, служит профилактикой выкидышей. Быстро восстанавливает мышцы живота, растянувшиеся после родов. Укрепляет пресс, улучшает пищеварение, уменьшает жировые отложения в области талии. Служит подготовкой к позе моста.
- Джатхара паривартанасана — поза для боковых мышц живота. Укрепляет мышцы пресса, делая живот плоским. Устраняет проблемы со стулом, полезна при гастритах, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, селезёнки и печени. Делает позвоночник эластичным и гибким;
- Сарвангасана — поза для всех частей тела или «берёзка». Является одной из лучших в списке «Асаны для женщин». Она оказывает положительное влияние фактически на все органы и системы нашего организма. Обладает омолаживающим и восстанавливающим действием. Тренируя все мышцы тела, выпрямляет позвоночник, лечит варикозное расширение вен и болезни мочеполовой системы. Даёт отдых сердцу и укрепляет нервную систему, улучшает сон, избавляет от стресса. Стимулируя органы дыхания, помогает при астме и дыхательной недостаточности. Активизируя кровообращение в щитовидной железе, улучшает обмен веществ, является профилактикой остеопороза и опущения внутренних органов. Разворачивает движение энергии от ног к высшим центрам, стимулируя их работу. Прорабатывает аджна чакру;
- Випарита карани — перевёрнутая поза. Также очень полезная женская асана. Стимулирует железы внутренней секреции, ставит на место внутренние органы живота и матку, что является крайне важным для женского здоровья. Омолаживает кожу и разглаживает морщины, делает фигуру стройной. Остальные эффекты такие же, как в сарвангасане;
- Шавасана — поза полного расслабления. Восстанавливает силы, успокаивает ум, снимает стресс и замедляет процессы старения. Помогает при беЗсоннице и депрессии, способствуя общему оздоровлению организма.
Завершая практику при желании можно поделиться энергией, которая к нам пришла во время занятия, со своими родными, близкими, а также пожелать им и всем живым существам Блага и гармоничного развития.
Как составить последовательность в Хатха-йоге: 5 принципов
Как для начинающих инструкторов, так и для продолжающих, йога — практиков составление последовательности может стать трудной задачей. Некоторые инструкторы даже используют шпаргалки с последовательностями на занятиях, чтобы не сбиться и не пропустить важную часть.
Но на самом деле, можно освоить и понять несколько основных принципов, чтобы составлять безопасные, эффективные и адекватные последовательности. Здесь я собрала наиболее универсальные принципы составления последовательностей, описала технику применения, плюсы и минусы.
Эти принципы используются популярными направлениями хатха- йоги, такими как Аштанга-Виньяса и Айенгар йога. В какой-то мере они кажутся противоположными друг другу, поэтому их не получается все применить в одном занятии. Но вы можете использовать их в долгосрочной стратегии для того, чтобы разнообразить практику, иногда используя один принцип, иногда другой. Таким образом, вы достигаете интегрального воздействия, сводя на нет минусы каждого из принципов.
Принцип компенсации
Самый главный из принципов хатха-йоги, который используется в каждом направлении. В соответствии с ним необходимо использовать те или иные позы, чтобы компенсировать возможные негативные эффекты некоторых сложных асан. Эти компенсирующие позы Т.К.В. Дешикачар назвал пратикриясанами. «Прати» означает «против», «напротив», а «кри» — «делать». После сложной позы, которая сильно воздействует на определенный телесный сегмент, необходимо сделать более простую позу на этот сегмент с противоположным воздействием.Если брать воздействие на мышцы, то оно выражается либо как напряжение, либо как растяжение. После позы, которая напрягает необходимо привести в такое положение, в котором напряжения нет. Для этого необходимо понимать какая группа мышц напрягалась в асане или какое действие асана оказывает. Иногда это не так очевидно, как кажется. Также можно не только убрать напряжение, но и растянуть данный сегмент тела. Но это я более подробно рассмотрю в принципе напряжения-растяжения.
Вот один из примеров соединения асан, который приводит в своей книге Т.К.В. Дешикачар. После Шелобхасаны, которая напрягает мышцы спины и делает прогиб в позвоночнике, выполняется Баласана, которая противоположна прогибу. В ней отсутсвует напряжение.
Логично продолжить этот принцип тем, что после позы, которая растягивает, необходимо привести в положение, в котором растяжение отсутствует.
После растяжения сильно напрягать мышцы не очень физиологично. Вы можете провести эксперимент. Например, сначала хорошо порастягивайте мышцы рук, например в Гомукхасане, а потом попробуйте сделать Чатуранга Дандасану. Вы сможете заметить, что выполнять упор сложнее. Так что подбирая компенсацию после сильного растяжения, имеет смысл занять нормальное положение сустава, которое прекращает воздействие растяжения и не вызывает напряжение мышц.
Принцип подводящей позы и целевого воздействия
Подводящие позы — это те позы, которые готовят вас к основной выбранной асане. Этот принцип сейчас очень популярен в США, где многие известные преподаватели советуют выбрать одну основную позу, которая является «пиком» занятия. Как реализовать этот принцип?
Главная поза
Вы можете выбрать одну позу, которая является вершиной занятия. Например, Пинча Маюрасана или Урдхва Дханурасана (Мост). Это помогает подойти с творчеством к составлению последовательности и сделать свой урок интересным, знакомя учеников с разными сложными позами.
Когда вы выбрали асану, продумайте, какие позы и упражнения помогут вашим ученикам подготовить тело к выполнению и достичь успеха при выполнении этой позы. Но не забывайте про принцип компенсации. Однотипное воздействие на одну область может усилить уже имеющиеся проблемы в мышцах или суставах, в то время как равномерное воздействие является залогом травмобезопасности! Поэтому, я все-таки считаю, что больше упор необходимо делать на то, чтобы воздействие от асан равномерно распространялось на все тело.
Также этот принцип можно реализовывать выбирая одно из качеств, которые можно развивать с помощью асан. Это целевое воздействие. Например, вы выбираете силу и подбираете последовательность так, чтобы в ней было много силовых поз, таких как Планка и Навасана или используете метод Интервальной тренировки для Йоги. Также можно развивать гибкость, баланс и координацию.
Принцип от Разогрева к Шавасане
Так я назвала принцип, на котором основан стиль Аштанга Виньяса, а также те, которые произошли из него — Виньяса Флоу, динамическая хатха-йога и т.д. Занятие строится от разогрева к позам стоя, полусидя, сидя и Шавасане.Последовательность строиться так:
- Настройка. Пение мантры или простая настройка на внутренние ощущения, дыхательные техники
- Разогрев. Сурья-намаскар или другие техники
- Позы стоя
- Позы полусидя и сидя
- Перевернутые позы
- Завершение практики. Шавасана.
Плюсы такого подхода:
- наличие динамики, асаны выполняются в определенном темпе
- внутренняя завершенность практики: от разогрева, через «точку огня» к спокойному состоянию в Шавасане
- разнообразность практики, ведь асаны не повторяются.
- отсутсвие возможности детальной проработки. Можно включить детальный разбор асаны, но тогда теряется динамика занятия
- темп для начинающих может быть вызовом
- занятие проходит быстро и некоторые люди не успевают принять позу или разобраться что в ней делать.
Принцип выполнения асан по неделям
Он наиболее ярко выражен в Айенгар йоге. Определенная группа асан выполняется одну неделю, в следующую неделю выполняется другая. И так по кругу. Как описано в Книге Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика» и Гиты Айенгар «Йога для женщин».Каждая неделя посвящена определенному типу асан:
- Позы стоя
- Вытяжения вперед, наклоны
- Вытяжения назад, прогибы
- Позы восстанавливающего цикла и пранаяма
- На усмотрение преподавателя.
- возможность детальной проработки определенной группы мышц
- возможность понять асаны определенного типа
- именно регулярность и повтор дают глубокое представление об асане и определенном сегменте тела, которую прорабатывает эта асана. Хотя в классической Аштанга виньяса Йоге это достигается повтором 6 раз в неделю одной и той же последовательности.
- не все люди могут посещать классы из недели в неделю. Получается, что те, кто пропускают недополучают нагрузки и получают только однотипную нагрузку
- недостаточная компенсация
- однотипная нагрузка может иметь побочные эффекты как со стороны тела, так и в эмоциональном плане может вызывать скуку и потерю интереса. Даже если вы не ведете хатха-йогу по методу Айенгара, вы можете использовать этот принцип, посвящая неделю практики какой-нибудь теме.
Принцип чередования напряжения и растяжения
Это принцип использует метод ПИР — постизометрической релаксации мышц. Техника ПИР активно используется в мануальной терапии для снятия мышечного напряжения, даже при острой боли, вызванной спазмом мышцы. Заключается она в 2-х фазном воздействии на мышцу. Сначала происходит несильное мышечное напряжение (обычно клиента просят подавить на руку терапевта). После этого терапевт собственным усилием растягивает мышцу. В связи с мышечными рефлексами, обычно после 3 разового воздействия, тонус мышцы понижается и мышца может расслабиться.В йоге добиться такого точечного воздействия сложно, но тем не менее этот принцип хорошо соотносится с мышечными рефлексами. После напряжения мышцы лучше растягиваются. При этом происходит укрепление мышц. Они становятся сильнее и не теряют своей эластичности, как бывает, когда работать только с силой мышцы. Этот принцип впервые предложил использовать в практике А. Никитин.
На фото представлена одно из соединений асан в соответствии с принципом напряжения-растяжения.
В навасане напрягается передняя поверхность тела. В частности, мышцы пресса и прямые мышцы бедра.
В следующей позе Полумост (Кандарасана) мышцы живота свободны, без напряжения и немного растягиваются. Точно также как и мышцы бедер, особенно если стремиться подворачивать копчик. Использование этого принципа требует хорошего знания мышечной анатомии.
Также можно встретить и много других принципов. Некоторые из них требуют мистического мировоззрения, например построение последовательности по чакрам, по стихиям или с использованием маятника. Я рекомендую вам использовать то, во что вы верите, постоянно стремиться это осмыслить и создавать свой уникальный поток на
занятиях. Обязательно найдутся те ученики, которым подойдет именно ваша индивидуальность.
Фото: meliniseri/instagram.com
Асана, как основа построения практики Хатха йоги
Санскритское слово асана (сидение, пребывание) родственно русскому «осанка». Но сам технический термин асана не очень стар: его нет в наиболее древних упанишадах (впервые упоминается в «Шветашватаре упанишаде», 2. 10).
Поначалу асана – это «сиденье», место для сиденья или сидячая поза для созерцания. В «Йога-сутре» Патанджали не приводится ни названий, ни описаний асан. В ней, очевидно, подразумевается освоение только сидячих поз в целях сосредоточения. «Асана – это устойчивое и удобное положение».
Позже асана стала пониматься как особое положение тела в обряде или садхане, не обязательно сидячее. Поэтому позже сложилась особая разновидность йоги, хатха-йога, которая собрала опыт разных телесных приёмов и положений, сделав их главным средством совершенствования. Таких асан существует огромное множество. Тексты говорят, что Шива, покровитель йоги, знает 8 400 ООО поз, из них 84 тысячи важны, но только несколько необходимы. «Хатха-йога прадипика» описывает 15, «Гхеранда самхита» – 32, а «Шива самхита» – 84 асаны. В общем, можно заметить, что чем более поздним временем датируется текст хатха-йоги, тем больше асан он описывает.
Тем не менее, в индийской йоге асаны – подсобное средство для созерцания или вид подвижничества для полного подчинения тела, при котором асана удерживается не секунды, а часы и дни, а иногда и годы. Но склонное к объективному восприятию и прагматизму западное мышление увидело в асанах разновидность физической культуры и выделило, в основном, их оздоровительные возможности. Поэтому занятие асанами стало главным содержанием йоги на Западе.
Кто овладел асанами, тем победил три мира. «Тришикхибрахмана упанишада», 52
Поз – множество, столько же, сколько видов живых существ, их сходство-различие понимает только Великий Владыка. Совершенная (сиддхасана), Бодрая (бхадрасана), также Лотосная (падмасана) и Львиная (симхасана) – говорят, четыре важнейших. «Дхьянабинду упанишада», 42-43
Существует множество асан, как и видов живых существ, И объяснённых Шивой – 8 400 000. Среди них важны 84. Среди этих последних 32 благоприятны в мире смертных. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира и Дханурасана. Также Мрита, Гупта, Матсья и Матсьендра, Горакша, Пашчимоттана, Утката и Самката. Также Майюра, Кукутта, Курма, Уттанакурмака Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша. Шалабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана. Поистине, эти 32 асаны даруют успех в мире смертных. «Гхеранда самхита», 2. 1-6
Асана, которая есть сидячее положение, является действительным началом собственно йоги. Здесь мы входим в истинные, действительные её владения, поскольку человек – во многом тело, и эта идея оставляет его последней. Кто-то может избавиться от своей связи с человеческим обществом, но не может избавиться от идеи, что он – тело. Кто-то может убежать от шума и суеты общественной жизни на вершины гор, или в пустыни, или в пещеру, однако никак не может ощутить, что он не тело. Это самое тяжкое, что возложено на нас, и поэтому собственно занятия йогой всерьез начинаются со ступени Асана.
Свами Кришнананда
Тренировка постоянного сидения в одном положении
Поскольку о выполнении асан имеется огромная литература, мне представляется важным привести здесь выдержку из лекций Свами Кришнананды, в которой утверждается, что смысл асаны – умение сидеть неподвижно для сосредоточения. Приведенный ниже текст – фрагмент книги «Swami Krishnanada. Yoga as universal science (Ahmedabad, 1983). В ней йога Патанджали рассматривается с точки зрения веданты.
Тело не может пребывать в одном особом положении долгое время. По той же причине тело также долгое время не может сидеть в одном положении. Как ум, рассеивающийся из-за собственных желаний, не может сосредоточиться на какой-то отдельной вещи продолжительное время, так и тело не может сидеть в одном положении. Поэтому оно дезертирует, оно зудит, оно беспокойно. Это волнение тела причиняется волнением токов (пран), а оно, в свою очередь, – волнением ума. Тело, ум и токи так внутренне соотносятся и воздействуют друг на друга, что если что-то происходит с одним, это ощущается другими. Хотя телесных упражнений, известных как асаны йоги, огромное множество, система Патанджали нацеливает на одно особое упражнение, или асану йоги, для особой цели.
Ввиду того, что цель асан есть Высшее царство йоги, а не собственно асана (ибо асана – не конец, а лишь средство для высшей цели), много видов телесных упражнений не рекомендуется. Однако они могут допускаться, молчаливо приниматься и дозволяться некоторое время, чтобы тело могло в конце концов привыкнуть к продолжительному сидению в одном положении. Нет никаких возражений к выполнению множества асан: это вполне верно. Однако продолжать делать их бесконечно на протяжении всей жизни – не цель. Цель же – приучить тело до такой степени, чтобы оно могло сидеть в одном лишь положении.
Асана – помощник сосредоточения
Нам нужно вычитывать смысл между строк. Так как мы должны держать в уме конечную цель Йоги во всём, что мы делаем в этом мире, ту же цель нам нужно удерживать в уме и при выполнении какой-то позы. Цель – сосредоточение ума. Следовательно, всякое сидячее положение, которое поможет в сосредоточении ума, должно рассматриваться как благоприятное и удобное.
В свете цели йоги удобное положение допускается именно для выполнения сосредоточения, а не просто для обычного телесного удобства. Поэтому мы и говорим, что нам нужно быть осторожными в выборе этого телесного сидячего положения, поскольку тело связано с мышцами, мышцы с нервами и нервы – с умом. Поэтому же, какое бы мы не выбрали для себя положение, оно должно иметь отношение к цели ума – созерцанию. Любой вид неудобного положения тела, такого как наклонное, будет также воздействовать на нервы и мышцы и, следовательно, косвенно на ум. Йога в конечном счёте – это слаженность и уравновешивание сил, и всякая искривлённость тела: сгибание или наклон назад или в сторону – не послужит осуществлению слаженности нервной системы, ведя поток праны вкривь. Если мы наклоняемся, согнуты или горбим спину, появится и склонность для препятствий пранам в нервной системе, что мы и ощутим в итоге как некоторое неудобство. Поэтому обычно говорится, что следует сидеть прямо – с головой, шеей и спиной на одной прямой.
Отсутствие усилия в выполнении асаны
Это предписанное прямолинейное положение тела, опять же, не должно приносить какое-то чувство неудобства, поскольку ясно говорится, что положение тела должно быть только удобным. Не должно быть ощущения, что при сидении возникает какое-то усилие. При выполнении асан усилия должны отсутствовать. Prayatna saithilya – это очень важное выражение, или понятие, используемое Патанджали в этой связи. Отсутствие усилий должно быть асаной. Её не следует делать с усилием, так как тогда она не служит цели. Обучающиеся йоге не должны напрягать нервы и напряжённо ощущать, как они сидят.
Цель созерцательного положения – как можно больше отделаться от сознания тела, а не увеличивать телесное сознание. Задача – не застаиваться на идее тела, а быть свободным от идеи тела, чтобы уравновешивание тела ослабило, в какой-то мере, связь ума и пран в теле. Общепринято знание, что всякий раз, когда мы уравновешены или телесно, или нервно, или мысленно, мы меньше сознаём тело. Когда существует равновесие мысли, мы вообще не думаем, что у нас есть тело; особенно же когда мы совершенно здоровы. Дети не знают даже, что имеют тело. Они играют, бегают живо туда-сюда, как будто они – лёгкие души, нежели тяжёлые тела. Мы начинаем слишком сознавать свои тела, когда мы больны и когда имеется что-то неладное где-то в нашем устройстве. Если всё совершенно прекрасно, и мы совершенно здоровы, мы можем даже не отдавать себе отчёта, что мы существуем телесно. Мысль, что у нас есть тело, должна постепенно удаляться введением системы уравновешенности. Начинается это с асаны.
Таким образом, хотя и говорится, что должно быть сидячее положение с прямой спиной, это не значит, что нам следует сознавать, что спина прямая. С прямой спиной обычно мы никогда не сидим. Мы сгибаемся или наклоняемся. Теперь, когда мы сказали, что следует сидеть с прямой спиной, и мы стараемся сидеть прямо, мы начинаем непроизвольно сознавать наше усилие сидеть прямо.
Вначале этого сознавания нельзя избежать. Однако есть способ, чтобы мы могли постепенно освободиться от этого сознания нашего пребывания в позе. Можно прислониться к перпендикулярной от пола стене. Вначале это можно делать, и никаких возражений здесь нет. Если вы прислонитесь к стене, вам нет необходимости думать, как сидеть, – нет никакого сознательного усилия, чтобы сидеть прямо. Так можно продолжать достаточно долго, пока вы не станете способны сидеть самостоятельно, без поддержки стены. Удивительно, что, лишь сидя без усилия в удобном положении, мы ощущаем внутреннее удовлетворение. Это удовлетворение, это счастье приходит только из-за уравновешенности. Уравновешенность, о которой мы говорим, имеет некоторое отношение к гуне саттве. Внутренняя радость возникает за счёт взаимного воздействия равновесия, передаваемого от тела нервной системе и в итоге – уму. Ум на миг ощущает счастье. Обычно, когда мы садимся для йоги, указывается, что мы можем выбрать одну, или две, или три, или четыре обычно предписываемых поз Йоги, или созерцательных положений, известных как падмасана, сиддхасана, сукхасана и т.д. Опять же, следует помнить, что положение должно быть ненапряжённым. Это не значит, что мы должны насиловать себя, сидя в падмасане с болью в суставах и коленях. Для нас возможны и другие асаны, которые могут быть более удобны. Всегда следует держать в уме, что мы не собираемся упражняться в йоге ради асан, но собираемся упражняться в асанах ради йоги.
Падмасана, сиддхасана, сукхасана и свастикасана – обычно в системе йоги эти четыре вида сидячих положений предлагаются вместе с обозначенным выше предписанием: спина, шея и голова должны быть прямыми. Также у упражняющегося не должно быть каких-либо трудностей в поддержании уравновешенности. Постепенно необходимое для сидения усилие должно быть ослаблено. Вначале некоторое усилие необходимо. Мы знаем это очень хорошо. В самом начале мы не можем быть ненапряжёнными, но позже должны стать такими. Когда акробат взбирается на проволоку в цирке, необходимы определённые усилия, чтобы привести себя в состояние равновесия. Однако при навыке это уже не требует усилий. Так же, когда кто-то садится на велосипед, необходимо некоторое усилие, чтобы привести себя в равновесие, а впоследствии усилия уже не требуется: велосипед будто бы везёт ездока сам. Prayatna saithilyana – это отсутствие усилия при выполнении асаны. Не должно быть ни малейшего усилия. Выполнение должно быть непроизвольным, естественным. Не должно быть никакой боли. Не следует резко менять положение или вставать. Этого не следует делать ни в коем случае. По крайней мере, следует сидеть час, но кто-то может начать с меньшей длительности, скажем, полчаса или пятнадцать минут.
Телесное удержание в практике асан
Даже простое сидение без какой-либо мысли в течение дней или даже месяцев принесёт великую пользу. В самом начале некоторым людям будет трудно сосредоточиться даже на воспевании имени [Бога]. Ум вначале не будет соглашаться с каким-то видом сосредоточения. Поэтому пусть не будет никакого думанья. Пусть ум думает, что ему нравится. Пусть он блуждает по сотне направлений. Обучающийся йоге не должен суетиться – пусть он будет сидящим… Всего лишь сидящим.
Это само по себе великое достижение. Одно лишь сидение – и то великое дело. Трудно сидеть так долгое время. Не следует представлять, что сидение два или три часа – простая вещь. Это достижение само по себе. И поэтому человек может ощутить законное удовлетворение, если способен просидеть, по меньшей мере, час, не меняя положения. Затем, постепенно, подобно хорошему другу, беседующему с другом, он может говорить со своим умом, чувственными органами и пранами о цели, ради которой он сидит.
Хари Ом, Тат Сат!
Салов Андрей