Аюрведа питта вата – Аюрведа — что это такое? Доши вата, питта, капха — питание и диета

0

АЮРВЕДА – Беспокойная вата-доша

19 января 2020 г.

Беспокойная вата-доша

Вата-доша (ветер организма) быстрее всего выходит из баланса, увеличивая беспокойство, учащение сердцебиения, нервозность, тревожность, бессонницу, дезориентация, нарушение психического равновесия.

Если у вас нет серьёзного сердечного заболевания (вы это должны знать), то это может быть проявлением того, что в постсоветских республиках наз. «Вегето-сосудистой дистонией» («Пять чисто русских болезней»).

В аюрведе описываемые симптомы это относится к высокой вата-доше(ветру организма ), в том числе и ментальной вата-доше тоже (физическая викрити может отличаться от ментальной викрити). Ментальная высокая вата (по простому) – это «беспокойство в голове», тревоги по пустякам, непонимание целой картины – тревожится нечего, самое страшное уже случилось – мы родились в этом физическом теле, надо жить. От ваших тревог мало что может улучшиться, поэтому лучше расслабиться. Но высокой ветер (вата) не дает это сделать, и поэтому действовать нужно указанными выше методами (ветропонижающими препаратами, асанами, пранаямой, медитациями, и философскими рассуждениями.

На дисбаланс дош влияет совокупность многих факторов. Остановлюсь на одном из них, влияющих на увеличение вата доши (она выходит из равновесия быстрее остальных и является «виновницей» большинства проблем организма, «разнося« ветром проблемы других дош в места обитания, не свойственные этим дошам).

На повышение вата-доши очень влияет активный образ жизни (которым многие гордятся), и в первую очередь это многочисленные поездки и путешествия, особенно воздушные. Они в буквальном смысле отрывают нас от земли, поднимая высоко в воздух. Любой способ передвижения, нарушающий наш непосредственный физический контакт с землей, даже обычная поездка в автомобиле, увеличивает вата-дошу. Ну а если поездка «с ветерком», на большой скорости, то избыток ваты (ветра организма, нашей нервной энергии) будет накапливаться быстрее. На повышению вата действуют скоростные виды спорта, например бег или лыжный спорт.

Отдых на берегу океана может сильно поднять ветер организма (что однажды случилось со мной, капхой, которая по идее, не должна реагировать на шум прибоя и ветер, но так шумело, так хлопали листья пальм, так было тревожно, что я готова была сбежать с этого отдыха, и еще неделю дома отдыхала от этого отдыха).

Людям с профессиями, связанными с частыми поездками и высокими скоростями, нужно знать как все это может сказаться на их здоровье. Стюардессы, пилоты почти всегда имеют большой дисбаланс вата доши и соответственно проблемы, относящиеся к этому дисбалансу. Некоторые из проблем описаны вначале поста, остальные тоже могут присутствовать – типа повышенной сухости организма (и как следствие запоры) и т.д.

Зная «противоядие» можно облегчить свое состояние всеми методами понижения вата доши. Они описаны в постах «Панчакарма.Шамана. Вата». В основном это промасливание (снехана) тяжелыми маслами, такими как кунжутное и топленое масло (гхи).

Важен подбор питания, заземляющего вата дошу. Сыроедение не подходит совсем, вегетарианить нужно очень правильно, так как вегетарианство меньше всего подходит людям с конституцией вата-доша («Типичные болезни вегетарианцев»).

Хорошо снижает вата дошу асаны, выводящие ветер. Беспокойный ум (ментальная вата доша) понижается балансирующей пранаямой, медитациями, тратакой (теxника концентрации на огне горящей свечи).Хорошо понижает ветер организма естественное заземление (хождение босиком по земле).

У людей с высоким ветром организма чаще, чем у других, бывает бессонница. Поэтому все возбуждающее нужно прекратить за несколько часов до сна. Чтение новостей, на которые вы можете бурно реагировать, просмотр боевиков, азартные компьютерные игры, громкая, ритмичная музыка, бурные разговоры – все этo возбуждающие факторы, которые не дают успокоиться ветру организма. Звук – это эфир, составная часть вата доши, поэтому чрезмерно громкие или негармоничные звуки способствуют ее повышению.

Нарушают баланс вата доши большинство наркотических средств, принимаемых как в медицинских целях, так и для удовольствия. Они выводят вата дошу из равновесия, в основном, из-за их чрезмерно стимулирующего или дестабилизирующего действия на нервную систему. Особенно сильно дестабилизируют нервную систему стимуляторы, препараты для снижения веса, большинство болеутоляющих средств, амфетамины и кокаин. В меньшей степени возбуждают вата дошу марихуана и табак, еще меньше — кофе и напитки, содержащие кофеин.

Наркотические препараты, вызывающие измененные состояния сознания (например ЛСД) или состояния экстаза, могут привести к очень серьезным нарушениям вата доши. Искусственно вызванное резкое повышение чувствительности нервной системы влечет за собой длительную потерю этой чувствительности либо, наоборот, обостренную чувствительность. К числу симптомов подобных нарушений вата доши относятся бессонница, запоры, сухость кожи, потеря веса, головокружение, неприземленность (витание в облаках), ухудшение памяти, нарушение координации, тремор, сердцебиения и беспокойство.

Повышают вата дошу некоторые из практик направления New Age – спиритизм, насильственные медитативные практики, гипертрофия воображения, вообще любые методы, нарушающие связь между нашей жизненной силой и нашим телом, могут вызвать увеличение ваты (ветра организма).

Неумеренность в сексуальной сфере также возбуждает вата дошу, поскольку лишает организм самой сильной из сдерживающих вату энергий воды — репродуктивной жидкости. Гомосексуальные контакты возбуждают вату сильнее, чем гетеросексуальные, так как уравновешивающее влияние противоположного пола способствует удержанию вату в равновесии. При гомосексуальных контактах сильно повышается апана-вайю (поддоша ватa-доши, отвечающая за все выделения и у женщин еще и за родовую деятельность).

Из равновесия вата-дошу может выводить образ жизни. Частая смена сексуальных партнеров,быстрые разводы,неполные семьи не прибавляют спокойствия. Семья и дом имеют природу размеренной капха-доши (воды), и частые перемены нарушают ее. В результате вата-доша выходит из равновесия у всех членов семьи, а особенно у детей, которые более впечатлительны, так как у них еще не сформировался свой собственный жизненный центр и они долгое время находятся в биополе матери.

Все это перечисляется только с точки зрения энергетики, а не морали, поэтому не будем обсуждать кто с кем живет-разводится. И эти описания относятся более к западной культуре. Для других культур характерны другие нарушения равновесия.

В той степени, в какой мы участвуем в определенной деятельности, мы вызываем соответствующий дисбаланс. Факторы, выводящие из равновесия вата дошу (а иногда и питта-дошу), обычно имеют раджастичную природу (возбуждающую). Одновременно они также снижают саттву (гармонию ума).

Ценности нашего общества в основном сугубо материальны: деньги, удовольствие, слава, власть. Наше социальное поведение — это в основном действия, возбуждение, развлечения, поиск, частая смена объектов внимания. Мы должны задуматься над духовным смыслом своей повседневной жизни. Надо, чтобы здоровая и гармоничная жизнь нашего тела стала основой для развития сознания. Если мы не можем или не хотим изменить характер нашей деятельности, следует по крайней мере знать и использовать как можно больше методов, которые могли бы компенсировать ее побочные эффекты.

Читая написанное, можно подумать, что только у людей с высокой вата дошей беспокойный ум. На самом деле у многих людей с другими конституциями ум тоже беспокойный. Вот что говорит Свами Вивекананда в «Раджа Йоге»:

«Как же трудно управлять умом! Правильно сравнивают это занятие с ловлей разбушевавшейся обезьяны.
Жила-была обезьяна, непоседливая, как все ее племя. А тут еще угостили обезьяну вином, от которого она совсем пришла в неистовство. Мало того, ее ужалил скорпион. Человек от скорпионьего укуса целый день места себе не находит, а уж обезьяна! Металась она, металась, и вошел в нее бес.

Где найти слова, чтобы описать состояние обезьяны? Она подобна человеческому уму, который и по природе своей не знает покоя, когда же опьяняет его вино желаний, он неистовствует. Тут и жалит его скорпион ревности к успехам других, и бес гордыни входит в него, нашептывает ему, будто нет ничего важнее на свете, чем он. Как же трудно держать такой ум в узде!
Поэтому, прежде всего, нужно спокойно сесть и позволить уму нестись в любом направлении, пусть ведет себя как обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. Пускай себе скачет, а вы просто сидите и наблюдайте».

В посте частично использованы материалы из книги Давида Фроули «Аюрведическая терапия».


Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

АЮРВЕДА – Питта доша

27 февраля 2009 г.

Питта Доша

Питта – одна из 3-х основных дош. Это огонь (или желчь), энергия пищеварения. «Питта»  происходит от санскритского корня, обозначающего «жар или преобразование». Питта отвечает за все химические процессы в организме, за метаболизм, руководит умственными процессами, нашими возможностями воспринимать реальность и понимать происходящее вокруг. Все, что входит в тело, должно быть переработано и усвоено, от чувственных ощущений до продуктов питания. Основная задача питты – регулировать огонь организма через химические преобразования пищи и поддерживать у человека аппетит, жизнеспособность, возможности к обучению и пониманию.Высокая питта (высокий огонь) – это результат внутреннего перегрева организма с последующим воспалением. Питта как бы «сжигает» сама себя. Различные кислоты организма и накопление желчи в тканях и органах ведут к инфекциям.

Кровоточивость и чрезмерные выделения (пот и моча) также характеризуют высокую питту.

О месторасположении дош читайте в посте «Три доши».

Питта – горячая, острая, легкая, маслянистая, немного влажная, распостраняющаяся, кислая, горькая, острая, красноватая, желтоватая, с крепким запахом тела.

Рассмотрим, в чем проявляются описанные качества у питты:

Горячая – хороший огонь пищеварения, хороший аппетит, температура тела немного повышена по сравнению с нормой. Пита ненавидит тепло, у нее склонность к ранней седине и облысению.

Острая – острые зубы, заостренный нос, узкий подбородок, пронзительный взгляд, лицо сердцевидной формы. Хорошее всасывание и переваривание. Исследовательский ум, острая память и понимание. Раздражительный тип.

Легкая – легкая или средняя комплекция тела, тонкая блестящая кожа, светлые глаза. Не переносит яркого света.

Маслянистая – нежная маслянистая кожа, волосы. Маслянистые мягкие выделения. Чувствительны к маслянистой пище (жареной в большом количестве масла).

Влажная – плохо сформированный, жидкий стул, увеличенное выделение мочи, пота, постоянная жажда. Слабые, утонченные мышцы.

Распостраняющаяся – угри, сыпь на теле, крапивница, воспаление по всей поверхности тела или на определенных участках. В психологическом аспекте – желание известности и славы во всем мире, тщеславие.

Кислая – повышенная кислотность желудка, избыточное слюноотделение, чувствительные зубы.

Горькая – горький вкус во рту, тошнота, рвота, отврашение к горькому вкусу. В психологическом плане – циничность.

Острая – изжога, постоянное чувство жжения. Гнев и ненависть.

Красноватая – покрасневшая кожа, глаза, щеки, нос. Иногда краснота переходит в сплошное багровое пятно.

Желтоватая – пожелтевшие белки глаз, пожелтевшая кожа, желтые кал и моча. Желтуха, ненормально высокое образование желчи в организме.

Пита держится в средних размерах тела и редко значительно худеет или толстеет. У них часто бывают острые желтоватые зубы с нежными, кровоточащими деснами. Глаза чувствительны в яркому свету. У питты обычно отличный аппетит и жажда.

Помимо всего прочего, питта доша обладает запахом (и достаточно прене­приятным). Питта пахнет мясом, причем если находится в нормальном состоянии, то свежим, а если в состоянии дисбаланса или в соеди­нении с амой (токсинами) – гнилым (так говорится в Чараке Самхите 1.20.15).

Они любят холодное и сладкое. Питта отлично обучается и концентрируется на проблеме. Они очень дисциплинированны, отличные лидеры. Они никогда не отступают от своих принципов, что может привести их к фанатизму. Очень любят все критиковать. Очень легко приходят в ярость.

Любят престижные профессии, часто получают хорошие деньги и любят тратить их на предметы роскоши. В целом, питты наделены средней жизненной силой, хорошей эрудицией, благосостоянием, и средней продолжительностью жизни.

Летом питта обостряется – на теле появляется больше раздражений, вспышки гнева учащаются. При понижении погодной температуры питта немного успокаивается. Также питту можно успокоить охлаждающей диетой, употреблением охлаждающих специй, проживанием в холодном климате.

Асаны лучше делать такие, которые массируют желудочно-кишечный тракт и стимулируют выведение желчи. Это всякие перекручивающие позы, наклоны из разных положений. Также полезны расслабляющие асаны, нормализующее и охлаждающее дыхание.


Еще одно описание питта-доши Райчур Пратима из книги «Абсолютная красота»:

Портрет питты:

«Представьте себе пылающий огонь. Жар его пронизывает, возбуждает и сушит, а иногда и опаляет. Представьте себе языки пламени — резкие, неистовые и необузданные. В гневе огонь рассыпает искры и пожирает всё на своём пути; лишь немногие способны усмирить его ярость. По природе своей он целеустремлён, бесстрашен и не укротим. Подобно самому солнцу, он порождает могучую энергию. И пока он горит, от него исходит испепеляющий жар. Во вкрадчивом танце он плетёт волшебные узоры света; игра его завораживает и чарует. Однажды взглянув в её огненные очи, вы уже не забудете красоту питты до конца своих дней. Вы навсегда запомните пронзительный взор этих зелёных, серых или карих глаз, обрамлённых безупречными ресницами и бровями. Её прямые волосы могут быть песочно-коричневатого, золотистого, медного или огненно-рыжего цвета. Кожа у неё теплая, розовая и мягкая, а щёки и нос, скорее всего, усыпаны веснушками или родинками и постоянно увлажнены естественной кожной смазкой. У неё алые губы идеальной формы, резко очерченные контуры лица и пропорциональная фигура. Прохладные оттенки зелёного и синего смягчают напряжённость её природной красоты, а серебряными украшения с жемчугом или лунным камнем подчёркивают таинственный блеск её глаз.

В любви, как и во всём остальном, питта от природы горяча. Её желания сильны, а страсти — неистовы. Она отлично знает, чего хочет, и, как правило, умеет смирить своё нетерпение, если это необходимо для достижения цели. Когда она счастлива, она сияет теплотой и неотразимой прелестью. Но будьте осмотрительны, иначе вы сгорите в её лучах!

Если вы попытаетесь давить на неё, питта может проявлять нетерпение, стать порывистой, раздражительной, вспыльчивой и даже агрессивной. Скорее всего, она обратит против вас острый клинок своего интеллекта, и помните, что её критические высказывания ранят метко и глубоко. Кроме того, питта склонна к вспышкам ревности, а её стремление к идеальному совершенству временами бывает просто невыносимым. Даже не будучи выведенной из равновесия питта, может совершать такие поступки, которые более стеснительным и осторожным людям покажутся опрометчивыми. Фейерверк питты легко вспыхивает под влиянием жаркой погоды, пряной пищи и всякого рода стимуляторов. Но зато она может ходить без свитера в прохладные дни и есть мороженое в любое время года. Когда в ней бурлит энергия, питта чувствует себя неуязвимой. Однако всему есть свои пределы.

Хорошо, если питта руководствуется в жизни девизом «все хорошо в меру» и напоминает себе: «Остынь, а не то сгоришь». В крайних своих проявлениях питта — это классическая личность А-типа. Она превращается в сердитую спорщицу, нетерпимую и навязчивую, и становится жертвой типичных для этой доши болезней: язвы, гипертонии и сердечных заболеваний. При этом у нее повышается кислотность желудочного сока; дыхание также становится «кислым». Миловидная розовая кожа покрывается сыпью или розовыми угрями. Может возникнуть истинная экзема или другое воспалительное заболевание кожи. В таком состоянии следует особенно остерегаться солнечных ожогов и контактов с аллергенами.

Чтобы охладить себя, питте следует позволить себе отдых от бурной деятельности, сменить обстановку, насладиться ароматом сандала, заняться медитацией или совершить прогулку при лунном свете».


Статья по теме:

«Что делать с высокой дошей?»


Заказать консультацию

АЮРВЕДА – Продукты для Питта-Доши

24 февраля 2010 г.

Продукты для Питта-Доши

У человека с повышенной Питта Дошей обычно отличный аппетит. Ему нужен регулярный прием пищи. Если он пропущен, Питта становитсвя агрессивной, чувство голода у нее обостряется, и для того, чтобы немного успокоиться, Питте нужно срочно перекусить. Питта очень плохо переносит голодание, особенно длительное. В случае необходимости можно голодать не более 3-х дней. Разгрузочные дни переносятся легче. Из разных Аюрведических типов только Питта хорошо переносит сыроедение, поэтому разгрузочные дни на фруктах, овощах или соках из них будут ей полезны (если только не будут приводить ее в ярость от приступов голода). Так как Питте присуще ярко выраженное чувство голода, они часто могут поглощать огромные количества пищи и алкогольных напитков, употреблять много специй и горячей жирной пищи. Это приводит к дисбалансу Питты, симптомы которого – склонность к изжоге, диспепсии, боли в желудочно-кишечном тракте, жжение во всем теле.

Из 6 Вкусов меньше всего Питте нужно Острого и Кислого Вкусов, а основные вкусы – Сладкий и Горький. Пища должна быть не очень маслянистой, так как одна из характеристик Питты – тоже маслянистость, но и не слишком сухой (пережаренной, сушенной).

Так же не рекомендуются продукты брожения – кефир, дрожжевой хлеб.

Советуется избегать любых газированных напитков, в том числе и минеральной воды с газом, крепких спиртных напитков (обладающих повышенным Огнем). Помогает балансировать Огонь пищеварение питье маленькоми глотками теплого травянного чая во время еды. После еды также полезно выпить немного имбирного или травянного чая. Чай из желчегонных трав тоже хорошо регулирует Питту.

Фрукты. Рекомендуются: все сочные сладкие и вяжущие фрукты. Цитрусовые употреблять в крайне органиченном количестве из-за их согревающих свойств.

Овощи. Питта хорошо переносит сыроедение. Лучшими для нее являются горькие и сладкие овощи, то есть все зеленые овощи.

Зерновые. Рекомендуется: рис басмати, овес, пшеница, кукуруза, гранола.

Бобовые
очень полезны для Питты, и Питты могут употреблять их в большом количестве, но их нужно правильно готовить. При неправильной обработке могут образовываться излишние газы в кишечнике. В таких случаех следите, чтобы бобы были полностью разварены и при приготовленни добавляйте асафетиду. Почти все бобовые хороши, но они обладают Раджасом, кроме мунг дала (зеленой чечевицы) и тофу ( по немногочисленным данным Питта-типу рекомендуется ограничить соевые продукты).

Орехи и семечки. Рекомендуется: кокос, семена подсолнечника.

Масла.
Все масла рекомендуются в небольших количествах.

Молочные продукты. Рекомендуется: нежирное молоко, сливки, нежирный и не кислый творог, мягкие сыры, мороженное (в разумных пределах).

Специи. Рекомендуются охлаждающие специи.

Избегать соли (оказывает сильное созревающее действие), уксуса и всех остальных специй, особенно всех видов острого перца, горчицы, кислых соусов.

Маринады, кващения, соления, баклажанную икру следует также избегать.

Продукты животного происхождения (для невегатарианцев). Мясо, его энергетику с точки зрения Аюрведы мы уже рассматривали в заметке “Мясо”.

Но все же, не все примкнувшив к здоровому образу жизни становятся вегетарианцами (для этого еще нужна духовная составляющая), и продолжают потреблять продукты животного происхождения. Поэтому их и рассмотрим.

Подходит только белое мясо курицы, индейки, кролика – лучше в отварном или паровом виде.

Жареное мясо рекомендуется полностью исключить.

В небольших количествах можно употреблять свинину, баранину, утку, мясные субпродукты.

Из яиц – только белок, желток не рекомендован.

Напитки не должны быть кислыми и щелочными. Лучший напиток – теплая вода или разбавленные наполовину теплой водой соки из ранее указанных фруктов. Хорошо освежает Питту сок алое, кокосовое молоко, напиток цикория. Если употребляете минеральную воду – она должна быть не газированная, не щелочная и не кислая.

Из спиртого – небольшие количества выдержанного красного десертного вина. Не рекомендуется белое и красное сухое вино, крепкие спиртные напитки.

Не рекомендуется чай, кофе, пиво, любые газированные напитки, настой чайного гриба.

Читающие мой блог, конечно же, читают и другие сайты по этой тематике. И скорее всего, уже встречали много противоречий. Я уже упоминала в ранних заметках об этом – по одному и тому же продукту у разных авторов разные мнения. Иногда у одного автора в разных главах встречаются разногласия. Но это неизбежный процесс при таком объеме информации. Поэтому все эти размышления по поводу продуктов – давайте примем – верны на 95 %. Если вас что-то сильно смущает – ну не употребляйте этот продукт в больших количествах. А в разумных – сильно себе не напортите.

И – как всегда – пользуйтесь здравым смыслом, наблюдайте за реакциями своего организма – как он будет реагировать на определенный продукт. Повысилась симптомы Доши – продукт этот надо исключить.

А теперь надо еще добавить знания из заметки “Питание по Гунам”. Если я сейчас начну смешивать Доши и Гуны, то можно забраться в дебри противоречий.

Лучшая тактика будет такая – распечатайте список продуктов, соответствующий повышенной Доше.

Исходите из реальностей – есть ли у вас в продаже эти продукты и нет ли у вас к некоторым продуктам стойкого отторжения.

Т. е. в списке должно быть то, что вы реально собираетесь употреблять.

Глядя в заметку “Питание по Гунам”, отметьте в своем списке серым, например, продукты Тамаса, зеленым – Саттвы и красным – Раджаса.

Также посмотрим в полезную таблицу: в каком процентном отношении находятся Гуны в каждой Доше:

Вата – 75% Раджас; 20% Саттва; 5% Тамас

Питта – 50% Раджас; 45% Саттва; 5% Тамас

Капха 5% Раджас; 20% Саттва; 75%Тамас

Поскольку мы сейчас рассматриваем Питту, то при 50 % Раджаса, все, что в вашем списке будет помечено красным – лучше не употреблять, хотя если чувствуете упадок сил, депрессию – добавьте Раджас-пищи. Если, напротив – сильно возбуждены – загляните в раздел Саттва-пища.  Лучших рекомендаций дать не могу – как свести все эти параметры – каждый должен подобрать питание самостоятельно.

И, конечно, нужно учитывать сезонность:

Календарный год делится на 3 времени:

Январь – Апрель – поздняя зима и ранняя весна – время Капхи

Май – Август – поздняя весна и лето – время Питты

Сентябрь – Декабрь – осень и ранняя зима – время Ватты

В эти времена почти всем более – менее сбалансированным людям следует придерживаться анти-Доша режима, применяя свои знания о характере Дош. Зная, что Капха холодная и мокрая и зима с ранней весной обладают такими же качествами, понятно, что в это время все должно быть согревающим и подсушивающим, особенно для Капхи, и в меньшей мере для Ваты и Питты. В жаркое время (время Питты) конкретно для Питты должно быть все охлаждающее, а Капхе и Вате – то, что надо. Во время Ваты (осенью), при ветренной и холодной погоде Вату нужно согревать и увлажнять (разными способами – влажной парилкой, увлажнением воздуха в жилище, употреблением согревающих специй) и оберегать от ветра, Питте будет очень даже комфортно, а Капхе хорош только теплый ветер (у нее отсутствует элемент Воздуха), а холод она тоже переносит плохо. Тепло и еще раз тепло. (это из заметки «Гармония времен»)

И в дополнение – практика: вычислите – будет ли Питте полезна широко пропагандируемая чистка (с сильным похудание), основанная на приеме красного кайенского перца с кленовым сиропом и лимонной водой? Мы только что рассмотрели, что острое и кислое приводит к дисбалансу Питты. А голодание приводит в ярость. И будет ли от такой чистки -похудания толк?


Статья по теме:

«Что делать с высокой дошей?»


Заказать консультацию

Доши

16 сентября 2015 г.

Выбор профессии по аюрведической конституции

Мало кто задумывался при выборе профессий – подходит ли это дело к аюрведической конституции, особенно к ментальной практрити? Выбирали профессию и сами, и по настоянию родителей по многим параметрам, кроме этого. Если правильно выбрать род деятельности, соответствующий вашeму уровню энергетики,   то это может принести и моральное удовлетворение и хорошую денежную компенсацию, так как человек, занятый правильным делом, достигает бОльших результатов, чем тот, кто случайно попал в эту область.Можно посмотреть характеристики каждой доши и примерно понять, как будет вести себя каждая доша в определенной рабочей среде.  

Например, вата-доша. Это очень креативные люди, и лучшей областью для них является та, где они могут творить, в любом  виде. Вате нужна постоянная смена впечатлений. Они не любят сидеть без дела и постоянно находят себе занятие. Вата фонтанирует идеями, но воплощать их в жизнь ей очень  быстро становится скучно, она бросает начатое и несется дальше, так как возникла новая идея.

Возбужденная новой идеей, она с головой ныряет в новый проект, быстро выхолащивается и редко доводит дело до конца, если только правильно не рассчитает свои силы, не распределит рутинную работу, которая нужна почти в любом деле,  не отведет время на восстановление потраченной энергии с правильным отдыхом.

Подверженные массовому психозу «здорового образа жизни» многие ваты считают, что спортивные занятия принесут им пользу. Принесут, только не все занятия. Большинство видов спорта очень энергозатратны, и не восполняют потерянную энергию. Какое-то время возбужденная вата мчится с работы в фитнес клуб, нагружает себя тяжелыми упражнениями, поднимает штанги, бегает до состояния обесиливания. Но это не может продолжатся долго. И когда силы иссякают, вата все бросает, до следующего «приступа оздоровления».  Читать дальше…

АЮРВЕДА – Три Доши

22 февраля 2009 г.

Три Доши

Мы уже познакомились с теорией Пяти Великих Элементов (в упрощенном виде, достаточном для понимания теории дош). Согласно аюрведе, существуют 3 основные био-энергетические силы, руководящие нашей жизнедеятельностью.  На санскрите эти силы называются «доши» и означают «Испорченное, ведущее к разрушению,  то, что выходит из равновесия». Доша, вышедшая из баланса, приводит к болезни. Доша в аюрведе считается субстанцией, то есть чем-то вещественным, которое может быть оценено количественно. Доши постоянно образуются в организме и постоянно выводятся из него. Таким образом, дошу можно представить как реку. Реку наполняют родники, дожди, талые воды и т.д. Так и дошу может наполнять несколько источников — Пять Великих Элементов. 

Каждая доша состоит из  двух первоэлементов.Сами же первоэлементы могут поступать в организм с праной, пищей и питьем. Ситуация с дошами очень похожа на поведение реки:  с рекой все обстоит хорошо до тех пор, пока из нее не стали забирать больше воды, чем она может дать, и тогда идет обмеление реки. Или же на реке может возникнуть запруда и тогда она разливается, затопляя все вокруг. В последствии на месте разлива может образоваться болото. Точно так ведут себя и  доши – они  постоянно образуются, но и должны постоянно выводиться. Когда эти два процесса уравновешены, то это и есть равновесие дош.

Аюрведу называют наукой о дошах. При изучении аюрведы мы должны понять и запомнить основные свойства дош, характерные признаки, месторасположение в организме, ее функции, состояния повышения или понижения доши, факторы, приводяшие каждую дошу к расстройству. Как только вы это усвоите, аюрведа станет вам ближе и понятней.

Доши участвовали в создании нашей врожденной конституции и на протяжении всей жизни участвуют в регулировкe жизнедеятельности организма. Наши ткани имеют капха основу (вода, слизь). Система пищеварения – это питта (огонь, желчь). Нервная система – это вата (воздух, ветер).


Из Аштанга-Хридая-самхита, Вагбхата Муни, Глава 1. Аюшкамия адхьяя (стремление к долгой жизни):

6. Вайю (вата), питта и капха – это названия трѐх дош. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии.

Комментарий:
Доши – это интегральные показатели, отражающие те или иные стороны нейроэндокринной системы. Каждая из них имеет характеристики прамана (количество), гуна (особенности) и карма (функция). Будучи в норме (авикрита), они участвуют в выполнении различных функций тела и таким образом поддерживают его. Но они имеют тенденцию выходить из равновесия (викрита), когда их количество, свойство или функция увеличивается (вридхи) или уменьшается (кшайя). Когда они выходят из нормы, то оскверняют места своего пребывания – дхату (ткани). Эта склонность к осквернению дала им название доши (осквернители).

Три доши – вата, питта и капха – непосредственно связаны с телом, поэтому их называют шарирака-доши, в отличие от трѐх манаса-дош – саттва, раджас и тамас, которые связаны с тонким телом (психикой). Специально подчѐркивается, что имеется только три шарирака-доши, несмотря на заверение некоторых авторов, что имеется якобы четвѐртая доша – ракта (кровь).

Согласно представлениям современной физиологии, вату можно рассматривать как интегральный показатель функции центральной нервной системы. Питта и капха являются интегральными показателями функции гормональной системы. Питта относится к гормонам, нейромедиаторам и ферментам катаболического действия (биологически активные вещества, вызывающие распад энергетических субстратов тела – гликогена и жиров, а также распад пищи, поступающей в желудочно -кишечный тракт на более простые компоненты). Капха относится к гормонам и другим биологически активным веществам анаболического действия (синтез пластических и энергетичских субстратов из аминокислот, глюкозы и жирных кислот).

7. Хотя доши распространены по всему телу, они сосредоточены, главным образом, в областях ниже, внутри и выше пространства между сердцем и пупком.

Комментарий:

Во многих аюрведических канонах говорится, что царством вата-доши является толстый кишечник, царством питта-доши – тонкий кишечник, а царством капха-доши – желудок и поджелудочная железа. Эти утверждения могут показаться весьма странными для человека, знакомого с современной физиологией.

Tем не менее, научные исследования показали, что слизистая толстого кишечника крайне богата рецепторами, связанными с различными отделами центральной нервной системы. Так называемые «балластные» вещества (не перевариваемые остатки пищи), попадая в толстый кишечник, вызывают раздражение рецепторов, связанных через центры спинного мозга с соответствующими органами тела.

В аюрведе это называется эффектом випак (регулирующего влияния пищи и лекарств на вата-дошу). Что касается питта-доши, то её связь с тонким кишечником вполне очевидна. Именно здесь происходит окончательный распад пищи на аминокислоты, глюкозу и жирные кислоты, которые, всасываясь в кровь, становятся основным строительным материалом для всех органов и тканей. Кроме того, здесь обнаружены особые клетки, названные апудацитами, способные под воздействием пищи вырабатывать индукторы определённых гормонов и ферментов, преимущественно катаболического действия. Это называется эффектом вирья (регулирующего влияния пищи и лекарств на питта-дошу).

Желудок и поджелудочная железа относятся к стихии «земля», поскольку от их состояния зависят пластические процессы организма. Известно, что если человек имеет слабый желудок и поджелудочную железу, он склонен к худобе, повышенной утомляемости и снижению защитных сил организма. Особые клетки поджелудочной железы, называемые островками Лангерганса, вырабатывают главный анаболический гормон – инсулин, обеспечивающий регенерацию всех клеток организма и синтез гликогена и жиров. Вероятно, поэтому аюрведа называет эти органы царством капха-доши.

8. Они преобладают, соответственно, в конечный, средний и начальный периоды жизни, а также днём, ночью и во (время переваривания) пищи.

Три доши создают, соответственно, вишамагни, тикшиагии и мандагни, равновесие же трёх дош создаёт самагни.

Комментарий.

Вата преобладает в пожилом возрасте (в период угасания функции гормональной системы), после полудня (примерно между 14.00 и 18.00), после полуночи (между 2.00 и 6.00), а также на конечном этапе переваривания пищи (действие «балластных» веществ на рецепторы толстого кишечника).

Питта преобладает в среднем возрасте (в период от начала половой зрелости до времени угасания репродуктивной системы), в районе полудня (между 10.00 и 14.00) и полуночи (между 22.00 и 2.00) и в период распада пищи в тонком кишечнике.

Капха преобладает в начальный период жизни (от рождения до полового созревания, когда преобладают анаболические процессы, связанные с формированием и ростом тела), утром примерно между 6.00 и 10.00), вечером (между 18.00 и 22.00), а также в начале переваривания пищи.

(конец комментария)


Kаждый человек имеет свою уникальную врожденную конституцию – Пракрити, которая описывается теорией трех дош. Три доши – это вата, питта и капха. Вата является первопричиной движения, питта – преобразования, капха – связи и бездействия. Все три доши работают в нашем организме вместе, отвечая за развитие, обновление, поддержание и увядание. В аюрведе ни одна сторона функционирования организма не может быть описана без участия дош. Доши участвуют в создании организма и поддерживают на протяжении всей жизни его здоровье, если они находятся в балансе.

Однако, когда доши выходят из баланса, это ведет к заболеваниям. Организм находится в балансе, когда существует  тридоша баланс. Болезнь начинается, когда одна или две доши значительно отклоняются от своего равновесия. Для того, чтобы понимать, как доша выходит из баланса, мы должны знать природу того, что нас окружает: еда, мысли, погода, люди, отношения.

Свойства дош:

Вата – холодная, сухая, легкая, тонкая, быстрая, переменная, неустойчивая, плотная, ясная.
Питта – горячая, острая, легкая, маслянистая, немного влажная, распостраняющаяся.
Капха – тяжелая, медленная, холодная, маслянистая, влажная, плотная, мягкая, густая, неподвижная, липкая, мутная, слизистая.

Зная основное правило аюрведы «Подобное усиливается подобным и уменьшается противоположным» мы можем регулировать баланс дош нашего организма. Мы будем понимать, что сухой, холодный, ветреный климат будут усиливать вату, так как «подобное будет усиливаться подобным». Привести вату в баланс поможет отдых в климате, противоположном перечисленному – теплом и влажном. Точно так и сухие отношения будут повышать вату. Для нормального функционирования вате нужны теплые отношения.

Учитывая холодную и влажную натуру капхи, климат, балансируюший ее – это теплый и сухой.

Каждая доша имеет похожее качество с другой дошей и противоположна двум другим.

Общее у ваты и питты – они обе легкие.

Общее у ваты и капхи – они обе холодные.

Общее у питты и капхи – они обе влажные.

Зная это, можно понять чем нам «грозить» конституция 2-х дош. Например у питты-капхи общее будет повышенная влажность организма, которая скорее всего будет приносить неполадки. Значит этот тип надо будет «подсушивать».

На вату-капху будет влиять общий холод и этот тип нуждается в постоянном тепле (только надо будет выбирать – если ваты больше, то тепло должно быть влажным, если капхи больше – то сухим).

Ну а если вата-питта – то берегись, за ними не угонишься ни в мыслях, ни в делах. Про таких говорят «Сначала делают, потом думают». Этот тип надо «приземлять»  и успокаивать.

Самые слабые в физическом отношении – люди вата-констируции. Им единственным показан дневной отдых, так как они быстро устают из за своей подвижности и желания к смене впечатлений. Люди питта-конституции  повыносливее, но работать сильно не любят, а поруководить – пожалуйста. Самые выносливые – люди капха-конституции. Но из-за своей лености капха ничего не любят делать, но если уж их сдвинули с лежанки – держитесь все, переработают вату и питту вместе взятых.


Статья по теме:
«Что делать с высокой дошей?»       


Заказать консультацию

Аюрведа и стиль: питта – доша

Здравствуйте, дорогие  читатели, я  продолжаю  блок  статей  “аюрведа  и стиль“=)
Напомню  предыдущие  статьи  по  теме:

Поскольку  идея  очень важна, повторю  еще  раз – многое  зависит  от того, хотите  вы  дошу  увеличить  или  уменьшить=)

И  для  начала  опять  описание  из книги  “Абсолютная  Красота”.


Представьте себе пылающий огонь. Жар его пронизывает, возбуждает и сушит, а иногда и опаляет. Представьте себе языки пламени — резкие, неистовые и необузданные. В гневе огонь рассыпает искры и пожирает всё на своём пути; лишь немногие способны усмирить его ярость.

По природе своей он целеустремлён, бесстрашен и неукротим. Подобно самому солнцу, он порождает могучую энергию. И пока он горит, от него исходит испепеляющий жар. Во вкрадчивом танце он плетёт волшебные узоры света; игра его завораживает и чарует.

Однажды взглянув в её огненные очи, вы уже не забудете красоту Питты до конца своих дней. Вы навсегда запомните пронзительный взор этих зелёных, серых или карих глаз, обрамлённых безупречными ресницами и бровями.

Её прямые волосы могут быть песочно-коричневатого, золотистого, медного или огненно-рыжего цвета. Кожа у неё теплая, розовая и мягкая, а щёки и нос, скорее всего, усыпаны веснушками или родинками и постоянно увлажнены естественной кожной смазкой. У неё алые губы идеальной формы, резко очерченные контуры лица и пропорциональная фигура.

Прохладные оттенки зелёного и синего смягчают напряжённость её природной красоты, а серебряными украшения с жемчугом или лунным камнем подчёркивают таинственный блеск её глаз.

В любви, как и во всём остальном, Питта от природы горяча. Её желания сильны, а страсти — неистовы. Она отлично знает, чего хочет, и, как правило, умеет смирить своё нетерпение, если это необходимо для достижения цели. Когда она счастлива, она сияет теплотой и неотразимой прелестью.

Но будьте осмотрительны, иначе вы сгорите в её лучах! Если вы попытаетесь давить на неё, Питта может проявлять нетерпение, стать порывистой, раздражительной, вспыльчивой и даже агрессивной. Скорее всего, она обратит против вас острый клинок своего интеллекта, и помните, что её критические высказывания ранят метко и глубоко.

Кроме того, Питта склонна к вспышкам ревности, а её стремление к идеальному совершенству временами бывает просто невыносимым. Даже не будучи выведенной из равновесия Питта, может совершать такие поступки, которые более стеснительным и осторожным людям покажутся опрометчивыми.

Фейерверк Питты легко вспыхивает под влиянием жаркой погоды, пряной пищи и всякого рода стимуляторов. Но зато она может ходить без свитера в прохладные дни и есть мороженое в любое время года.

Когда в ней бурлит энергия, Питта чувствует себя неуязвимой. Однако всему есть свои пределы. Хорошо, если Питта руководствуется в жизни девизом «все хорошо в меру» и напоминает себе: «Остынь, а не то сгоришь».

В крайних своих проявлениях Питта — это классическая личность А-типа. Она превращается в сердитую спорщицу, нетерпимую и навязчивую, и становится жертвой типичных для этой доши болезней: язвы, гипертонии и сердечных заболеваний.

При этом у нее повышается кислотность желудочного сока; дыхание также становится «кислым». Миловидная розовая кожа покрывается сыпью или розовыми угрями. Может возникнуть истинная экзема или другое воспалительное заболевание кожи. В таком состоянии следует особенно остерегаться солнечных ожогов и контактов с аллергенами. Чтобы охладить себя, Питте следует позволить себе отдых от бурной деятельности, сменить обстановку, насладиться ароматом сандала, заняться медитацией или совершить прогулку при лунном свете.


Ну и  посмотрим, что  делать  на  практике  тем, у  кого  ведущая  доша – питта. По  аналогии  с  Ватой, предлагаю  разделить  дошу  на  две  составляющие  ее  стихии – огонь+ вода.

Огонь – пробивная  сила,  целеустремленность, сметание  препятствий,  энергия, человек- лидер, который знает, чего хочет, некоторое  доминирование. Основный  посыл  стиль – персоны – человек, который  “всего добился\добивается”,  драма  или  классика с  добавлением  драмы. Образы  довольно жесткие, в  посыле  видно  силу. притом  это  может  быть  и сила правителя, и  сила  бунтаря.

Вода. Стихия  воды  обычно  ассоциируется  с  эмоциями.  Как  вы  помните,  стихия  воды  есть  еще  и  у  Капхи.  Мне  разница  проявления  водной  стихии  у  питты  и у  капхи  видится  как  раз  как  разница  между  эмоциями  и  чувствами.  Понятия  близкие, но  не  тождественные. Чувства – глубокая  вода, медленное  течение, меняется  медленно.  Эмоции – поверхность  воды,  меняется  довольно быстро, течение  быстрое. Чтобы  было понятно, о  чем я – “я  люблю  его (чувство), но  как же  он  бесит  меня  своим  поведением (эмоция)”. Вот  вода  Питты – это  яркость  эмоций,  Королева  Драмы  во  всей  красе, Дива. Основной  посыл – яркость, эмоциональная  буря, итальянские  страсти.

И  про  то, как  проявить  дошу  и  как  уменьшить

1) Цвета  и  их  сочетания

Напомню про разницу цветотипных понятий тепло-холод и тепло- холод цветового круга, это пригодится – следование любым рекомендациям по цвету возможно в рамках родной  палитры – http://color-harmony.livejournal.com/90505.html

Проявить:

Питта  огненная – яркие  теплые  цвета (красный, пурпурный, золотой) часто в  сочетании  с  черным для  европейской  культуры (одна из  ассоциаций черного – статус, другая – протест.  И  то, и  другое  огню  подходит=)). Сочетаются  они  обычно контрастом по  два, для  более  четкого и  громкого  заявления.

Питта  водная – тоже  насыщенные  теплые  цвета, может  чуть  менее  яркие. Красный, бордовый,  золотой, пурпурный, терракотовый, персиковый. Чувственность. Сочетания  этих цветов  между  собой по  два  или  по  три.


Чтобы уменьшить питту, нужно ее “охладить” и “притормозить” – для  этого подойдут  цвета  холодной  части цветового круга  в  родственных  или  монохромных  сочетаниях.


2) Текстуры  и  линии

Чтобы проявить питту  подойдут  гладкие ткани  с  четкими  краями.  Для  огненной  питты  более  жесткие, дающие  более  четкий  крой,  для  водной  питты  более  текучие,  облегающие  фигуру. Что  касается  принтов – у  огненной  питты  это  будут  повторяющиеся  ритмичные  жесткие острые принты,  у  водной – размашистые, острые, но  с  некоторой  плавностью, типа  тропических  листьев  и  лилий.


Чтобы  питту сгладить, как  и  для  Ваты  можно использовать мягкие  рыхлые  текстуры, притом понежнее, а  также  принты  с  нечетким  краем или  “эфирные” – типа  перьев.


3)  Камни  и  металлы

Чтобы подчеркнуть – золото, медь, латунь,бронза. Из  камней – кораллы, янтарь, сердолик,  тигровый  и  бычий  глаз, яшма теплых  цветов, гранаты, рубины и  прочие  камни  теплой  части  цветового  круга.  Украшения  питты – это  всегда  украшения- заявления.  Броские  и  довольно крупные.

Чтобы сгладить питту используются  холодные  металлы – серебро. платина,  а  из  камней – воздушные  камни  ваты  и зеленые  камни плодородия  капхи – жемчуг, бирюза, изумруд, малахит, жадеит, лунный  камень, хризоколла, аметист.


4)  Аромат

Чтобы  усилить огненную  Питту, подойдут  резковатые  теплые  запахи – герань,  имбирь, гвоздика, черный  перец.

Чтобы  усилить водную  Питту – теплые  обволакивающие  ароматы – черный  мускус,  лилия, шалфей, мускатный орех

Чтобы сгладить горячность питты используют медитативные и прохладные цветочные запахи: жасмин, роза, сандал,ладан, лаванда


Надеюсь, было интересно=)

У кого есть идеи и дополнения – можно поделиться ими в комментариях. А я в следующий раз расскажу про Капху =)


АЮРВЕДА – Гармония времен

15 июля 2009 г.

Гармония времен

Сезонный и ежедневный ритм.
Каждый человек, отвечающий за свою жизнь, должен установить для себя режим, соответствующий его конституции. Это будет более гармоничная жизнь, чем если бы человек плыл по течению, не задумываясь над происходящим. Живя в ритмах, соответствующих вашей доше, вы будете более продуктивно расходовать свою энергию и будете давать полный отдых вашему организму, наслаждаясь и радуясь жизни.

Итак, как же доши распределяются во времени?

Календарный год делится на 3 времени:

Январь – Апрель
(поздняя зима и ранняя весна) – время капхи

Май – Август
(поздняя весна и лето) – время питты

Сентябрь – Декабрь
(осень и ранняя зима) – время ватты

В эти времена почти всем более – менее сбалансированным людям следует придерживаться анти-доша режима, применяя свои знания о характере дош. В сутках также существует строгое разделение:

24 часа делятся на шесть 4-х часовых периодов:

с 6 до 10 утра и с 6 вечера до 10 вечера       – время капхи
с 10 утра до 2 дня и с 10 вечера до 2 ночи  –  время питты
с 2 дня до 6 вечера и с 2 ночи до 6 утра     – время ваты

Говоря о времени, нужно иметь ввиду местное астрономическое время, а не время на домашних часах. В связи со всякими переводами на летнее-зимнее время очень трудно разобраться – какое же сейчас “настоящее” время. Ну с помощью интернета вы легко можете это найти для своей местности.
Кстати,  у нас в Канаде давно идут разговоры – в качестве эксперимента перейти в школах на новое расписание. Занятия будут начинаться с 10 утра. Многолетние исследования активности школьников на уроках показали, что в 8 утра почти все «спят», хотя и сидят за партами и начинают реагировать около 10. Никаких объяснений наблюдающие за этим экспериментом не нашли и просто решили подвинуть время. Но можно уверенно сказать, что с 6 утра до 10 утра время капхи, и организм «спит», если он не проснулся до 6 утра, когда заканчивалось время ваты (подвижности). Все просто.

С помощью последней таблицы можно ориентироваться в благоприятном времени для каждой доши, особенно для приема пищи. Вата должна регулярно принимать пищу. Без регулярного поступления пищи она начинает нервничать. Завтрак должен быть теплым, полужидкого состояния, ни в коем случае ни сухой и холодный (типа хлопьев с холодным молоком или холодный сок). Лучше всего подходят молочные каши с добавлением топленного масла гхи.

Полный обед лучше съесть в полдень (время питты). Даже если еда не будет горячей или теплой, в это время Вата хорошо переносит все. Ужин лучше всего съесть до начала времени капха – до 6 вечера, так так после этого идет влияние капхи с ее замедленным метаболизмом). Ужин должен быть теплым и не очень сухим.

Питта может завтракать плотно, если только у нее нет никаких серьезных желудочно-кишечных заболеваний. А у нормальной питты агни (огонь пищеварения)  высок, так что время капхи (с 6 до 10 утра) ей не мешает. В период с 10 утра до 2 дня (время питты) сама питта должна сьесть легкий, охлаждающий обед. Все горячее, тяжелое и жирное в это время не подходит. Ужин может быть от 5 до 8 часов вечера (вата или капха время). В это время (более прохладное по энергетике, чем время питты), Питта человек может даже употреблять горячую, немного приправленную специями пищу, не боясь перегрева организма.

Капхa. Ее время утром с 6 до 10. В это время капха проявляется и действует на окружение сильнее всего. Ее действия – все замедлять, и в первую очередь метаболизм. Вот почему капхе рекомендовано пропускать завтрак, толку от него никакого не будет, все так и будет стоять в желудке до лучших времен – времени питта (с 10 утра до 2 дня), когда питта подбавит агни (огонь пищеварения). Капхе лучше всего принять первую еду во время питты, когда метаболизм усилен. Легкий ужин должен быть не позднее 6 часов (перед началом времени капха).

Кстати, о вечернем 6-ти часовом запрете на еду – это встречается сплошь и рядом, во всех интервью о диетах, но никто толком не может объяснить – почему именно после 6 вечера. А аюрведа нам все объяснила – это время капхи, метаболизм организма уменьшается и от еды получается один вред. Ну и конечно, никому не рекомендуется есть перед сном аж за 3 часа, и перед занятием сексом за 1 час.

При подборе режима, соответствующего своей конституции, обязательно нужно учитывать климатические и географические особенности места проживания, чтобы правильно регулировать свою активность и пищевой режим.

В «Чарака Самхите»  написано: «Хорошо бы соблюдать такой режим, в котором имелись бы свойства, противоположные области проживания и собственной болезни» . Вате плохо в холодном и ветреном климате, питте плохо в жарком климате, капхе – в холодном и влажном (т. е. в тех состояниях, которые одинаковы с характеристиками их дош.)

Вся наша жизнь также подчиняетая дошам. В древней Индии разделение жизни шло по 25 летним циклам. Всего получалось 4 цикла – Ашрама. Считалось, что человек живет 100 лет, отсюда и деление. В более современных книгах авторы не рискуют писать о 100-летней жизни, особенно в некоторых странах, поэтому эти периоды указываются короче. Я буду следовать древним авторам, а вы уже сами прикладывайте на себя – чувствуете, что проживете 100 лет – пользуйтесь этим раскладом. Не чувствуете – укорачивайте срок, а потом поделите на 4 – получите «свои» Ашрамы. Итак:

с рождения до 25 лет –
(детство, юность)            – время Капхи (время Ученичества)
с 25 до 50 лет                    – время Питты (время Семьянина)
с 50 до 75 лет                    – время Питты/Ваты (время Отшельника)
с 75 до 100 лет                  – время Ваты (время Отречения)

С первым Ашрамом до 25 лет –  время Ученичества – понятно без обьяснений. Доминирует капха с ее способностью к формированию чего бы то не было,  в том числе и знаний. В физическом плане  капха дает сильную слизь в организме – отсюда все насморки и простуды, которые заботливые матери и бабушки лечат молоком, еще больше добавляя слизи в организм. Молоко детям необходимо, только правильно приготовленное – остуженное после кипячения с добавлением корицы и мускатного ореха (по щепотке), и немного старого меда. Все это удаляет слизистообразующую основу молока и подсушивает излишнюю слизь. Козье молоко менее слизистообразующее, чем коровье.

Второй Ашрам с 25 до 50 лет – время Семьянина – наиболее активное время для карьеры, построения семьи и воспитания детей. Это время питты, которая подталкивает, дает энергию к действиям. Это время является главным периодом в зарабатывании денег, накоплении материальных богатств. В это время у человека чрезвычайно высокая внутренняя ответственность за семью, за подрастающих детей. Духовными поисками в это время занимаются единицы. Основная масса наслаждается приобретенными материальными богатствами.

Третий Ашрам с 50 до 75 лет – это отход от забот о доме, о накоплениях, размышления о своем месте в жизни и часто – усиленные духовные практики. По ведической терминологии этот Ашрам называется временем Отшельника потому, что в древней Индии стареющие родители отделялись от детей и передавали им свои бразды правления. Иногда они уходили неподалеку от деревни, чтобы быть в досягаемости, если детям потребуется их совет. Чаще же, родители уходили на заднюю половину дома в маленькую комнату и дети и внуки помогали им по ведению их очень скромного хозяйства. Этот Ашрам – переходной период между временем питты и ваты, время уважения, постепенное замещение материального богатства духовными истинами.

Четвертый Ашрам с 75 до 100 лет – время Отречения, подготовка к смерти физического тела и к переходу в следующую жизнь, поиски освобождения от колеса перерождений. Это время строгой ваты, которая обычно приносит разрушение и смерть. Это время поиска Освобождения. В этом возрасте большинство теряет интерес к внешней жизни и становятся похожими на путешественника, готового двигаться к следующему пункту путешествия.

Понятно, что это общая картина о распределении жизненного цикла по дошам. Некоторые продвинутые души с огромным багажом духовности из прошлых жизней как бы «проскакивают» 3 первых Ашрама и сразу рождаются где-нибудь в Гималаях, сидящими в позе Лотоса (ну это утрированно). Большинство же застревают во 2 – м Ашраме и никак не могут отвязаться от страсти к накопительству материальных богатств.

Мудрость Ведической культуры, которой придерживается и Аюрведа, в том, что каждому Ашраму соответствует определенный стиль жизни. К сожалению, современная культура далека от этих понятий, и никак не рассматривает 3 и 4 Ашрамы.

Современное общество потребления все делает для того, чтобы человек не думал, а только потреблял и наслаждался этим. Массированную атаку производителей и рекламщиков способен вынести только мудрый человек, который не смотрит телевизор и не читает газет. Для человека в пожилом возрасте уже не натурально думать о приобретениях, наслаждаться очередной новой кофточкой или машиной, вкусной едой, а о другом он часто не приучен думать. Для общества в целом получается печальный результат, а конкретного человека может привести к ментальной разбалансировке. Сильное стремление к накопительству создает блоки для духовного развития. Люди, не «дошедшие»  до 3 и 4 Ашрашов – одни из несчастнейших на старости лет, потому что никак не могут понять – зачем жили и что будет дальше. Духовных поисков не было, а без них никак не разобраться – для чего мы Здесь. У многих получается по анекдоту: «К некоторым с возрастом приходит мудрость. К большинству – склероз.».

Теория о 4 -х Ашрамах жизни является хорошей моделью социального здоровья общества. И как не печально это признать – наше общество не совсем здорово, а даже – наоборот.


Заказать консультацию

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.