Питание монахов: Чем питаются шаолиньские монахи? Рацион и рецепты – Что едят монахи Святой Горы и доживают до глубокой старости: секреты Афона

0

Содержание

Чем питаются шаолиньские монахи? Рацион и рецепты

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища : лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.

Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

  • Лилейник лимонно-желтый, или одуванчик обыкновенный. Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка. Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая. В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак. Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
  • Полынь волосовидная. Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
  • Ива. Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
  • Бодяк японский. Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
  • Китайский ямс. Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
  • Таро. Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
  • Боярышник. Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
  • Каштан. Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
  • Гинго. Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 — 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

ДэЕнь /журнал “Цигун и спорт”, №2 1995 г./

Чем питаются монахи? Полное меню | Кухня

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Наш собеседник
Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.

С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.

Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. – келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

 

Келарь:
Обязан наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в кельи только с благословения наместника или благочинного

  AIF.RU: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт – Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Из проповеди
Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

AIF.RU: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…

Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

AIF.RU: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

 

Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря

после Успенского поста на 7-13 ноября

Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста  нет 12 Поста  нет 13
Салат овощной

Салат из кальмаров

Сыр нарезка

Салат из свеклы с майонезом

Сыр нарезка

Салат из огурцов, яиц и зел. лука

Салат овощной

Дайкон с морковью

Салат овощной

Сыр нарезка

Салат с креветками

Салат овощной

Салат из капусты с морковью

Салат из свеклы с майонезом

Салат греческий

Сыр нарезка

Нарезка рыбная

Салат из кальмаров с яйцом

Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная

Макароны

Соус томатный

Рыба жареная в яйце и сухарях

Пюре

Соус бешамель

Брокколи с луком и морковью

Гречка

Рыба жареная в яйце и сухарях

Макароны

Соус томатный

Рататуй

Рис

Соус томатный

Окунь жареный

Макароны

Соус томатный

Судак жареный

Пюре картофельное

Компот

Молоко

Сметана

Компот

Молоко

Сметана

Компот

Молоко

Сметана

Компот

Молоко

Сметана

Чай

Печенье

Яблоки

Чай

Печенье

Яблоки

Компот

Чай

Печенье

Яблоки

Чай

Печенье

Яблоки

Компот

Чай

Печенье

Яблоки

Чай

Конфеты

Яблоки

Морс

Чай

Конфеты

Яблоки

 

Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря

после Успенского поста на  7-13 ноября

Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста  нет 12 Поста  нет 13
Салат овощной Салат овощной

Яйцо под майонезом

Лобио

Кабачковая икра

Салат из крабовых палочек Салат деревенский

Салат овощной

Селедка с луком и зеленым горошком

Салат овощной

Салат из помидоров с луком

Яйцо под майонезом

Зразы

Каша из пшена

Соус

Рыба под маринадом

Рис

Биточки картофельные

Капуста тушеная

Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом

Картошка жареная

Рыба жареная

Рис с овощами

Компот

Молоко

Сметана

Компот

Молоко

Сметана

Омлет Компот

Молоко

Сметана

Компот

Молоко

Сметана

Запеканка творожная Сырники Запеканка
Чай

Конфеты

Какао

Конфеты

Чай

Конфеты

Компот

Чай

Конфеты

Компот

Чай

Конфеты

Компот

Чай

Конфеты

Чай

Конфеты

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству – послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание – предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

AIF.RU: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Примечание редактора

Уважаемые читатели!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост? На эти и многие другие вопросы 22 ноября в 10:30 в прямом эфире AIF.RU ответит иеромонах о.Михей. В эти дни о. Михею можно задавать вопросы через наш сайт. И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.

Чем питаются святогорские монахи?

Монастырское питание на Афоне это не только средиземноморская диета, но, безусловно, нечто гораздо большее.

Питание в Монастыре

Питание монахов можно назвать вполне традиционным, так как в монастыре существует утренняя и вечерняя трапеза. 2 простых приема пищи в день, занимающие по 20 минут каждый, без шума и обсуждений.

Специалисты считают, что Великий Пост, в том виде, в котором его держат монахи на Афоне, – это наилучший способ защититься от сердечных заболеваний.

Традиционная диета Великого Поста на Святой Горе, благодаря большому количеству овощей и фруктов, богата витаминами А, С, Е, фолиевой кислотой, антиоксидантами и так далее. Что касается животных жиров, то их в ней почти не содержится. Бобовые и крупы играют роль постного мяса.

Особое место в монастырской святогорской диете занимает хлеб, который в большинстве монастырей готовят сами монахи из муки грубого помола.

Что едят монахи на Афоне?

Несомненный специалист афонской и не только кухни старец Епифаний из скита Милопотамос Иверского монастыря отмечает, что монахи Святой Горы употребляют сезонные овощи в свежем виде, несезонные продукты хранятся в холодильнике.

Во всех монастырях едят рыбу, обычно, по выходным и праздникам, только вот к солёной рыбе монахи не питают особой любви.

Рыба и осьминоги, которые попадают на стол монахов, в основном, замороженные. Вне поста святогорцы употребляют большое количество молочных продуктов, а также свежих фруктов, которые выращивают сами.

Афонское меню включает в себя также постные сладости, в период поста, и непостные, то есть с молоком, маслом и яйцами, в период праздников.

“Можно сказать, что сегодня монахи Святой Горы едят больше сладостей, по сравнению с предыдущими годами. Большинство сладостей изготавливается из сахара и лишь небольшое количество – из мёда. Есть также постная халва, которую делают из кунжута и сахара” – замечает монах Епифаний.

Польза монастырской диеты Святой горы Афон:

  • Снижает уровень холестерина;
  • Помогает урегулировать сахар и артериальное давление;
  • Защищает от остеопороза и различных типов рака;
  • Борется со старением
  • Улучшает работу печени
  • Продлевают жизнь: большинство монахов покидают этот мир в возрасте 85-95 лет. Существует достаточно примеров, когда монахи жили более 100 лет;
  • Хорошая физическая форма;
  • Отличное психологическое состояние.

Источник: dogma.gr

Пища монахов для непривычного обывателя тяжела бывает: p_syutkin — LiveJournal

До Пасхи еще пара недель. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма. И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала “Наша пища” от 1893 года. Илл 1

По новейшимъ статистическимъ  даннымъ, число всехъ монастырей въ Россiи простирается до 684, именно: мужскихъ – 484 и женскихъ – 200. Монашествующихъ  состоитъ при нихъ 6.813 лицъ мужскаго пола и 5.769 женскаго пола; послушниковъ – 4.143, послушницъ – 14.199.
Всего, такимъ образомъ, 31.000 монашествующихъ на всю Россiю при ея 110 миллiонномъ населении. Въ одной Московской губернiи насчитывается 32 монастыря—мужскихъ и женскихъ. Далее, идутъ губернiи: Новгородская—28 монастырей, Владимiрская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затемъ въ остальныхъ губернiяхъ число монастырей колеблется отъ 1 до 5 и редко до 10 монастырей.

Монахи — превосходные хозяева и монастырскiя столовыя широко открыты для всякаго приходящаго въ монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь въ монастыре, всегда продовольствуются на счетъ монастыря. Какъ известно, монахи, поступивъ въ монастырь, отказываются, между прочимъ, и отъ потребленiя мяса. На Востоке, вследствiе теплаго климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищею. Такт, напримеръ, на Афоне обыкновенное меню монастырскаго питанiя представляютъ: вареныя тыквы или огурцы, козiй сыръ, арбузъ – столъ въ высшей степени враждебный европейскимъ желудкамъ.

Илл 2

Мне пришлось ознакомиться съ питанiемъ монаховъ на Валааме и съ питанiемъ монахинь въ Новодевичьемъ монастыре  въ Петербурге.
Еще до поездки на Валаамъ, однажды летомъ, въ дачной местности, я встретилъ толпу богомольцевъ, возвращавшихся  съ Валаама. Богомольцы — крестьяне шли съ  длинными посохами въ рукахъ и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросилъ, откуда они?

— Съ Валаама!
— Ну, что? Хорошо тамъ?
— Хорошо, хорошо! За обедомъ четыре блюда подаютъ!..
— Кормятъ, значить, хорошо?
— Досыта!..

Въ то же лето я побывалъ въ Валаамскомъ монастыре и могъ проверить впечатления простолюдина касательно питанiя монаховъ.

Персоналъ Валаамскаго монастыря состоитъ изъ 150 монаховъ и 150 послушниковъ. Кроме того, монастырь нанимаетъ для производства разныхъ хозяйственныхъ  работъ до 200 рабочихъ, преимущественно чухонъ и корелловъ.

Хозяйство монастыря находится въ блестящемъ состоянiи. Во время весенняго и осенняго ледохода, въ продолженiе несколькихъ месяцевъ, отрезанный отъ общества, отъ Mipa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которыхъ  добываетъ своимъ  трудомъ, и при томъ у себя въ монастыре—на своем острове.

Кроме церковной службы, монахи сами пашутъ землю, убираютъ съ поля хлебъ, косятъ траву, занимаются огородничествомъ и т. п. Летомъ, во время полевыхъ работъ, нередко бываетъ «общее послушанiе». Напримеръ, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. Въ этомъ случае, игуменъ обращается къ монахамъ въ такой форме: «На святое послушанiе, благословляю, васъ братiя, на покосъ!

Илл 4

Садоводство и огородничество въ монастыряхъ процветаютъ. Благодаря тщательнымъ и неутомимымъ трудамь, монастырь, по части культуры садовыхъ растенiй, достигъ удивительныхъ результатовъ. При этомъ не cледуетъ упускать изъ вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климать. За садоводство и огородничество монастырь имеетъ несколько золотыхъ и серебряныхъ медалей съ разныхъ выставокъ. Одна изъ медалей получена за культуру яблокъ, изъ которыхъ некоторые весятъ отъ 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтовъ, арбузы 20 фунтовъ, а тыквы 2 пудовъ.

Въ продолженiе года монастырь расходуетъ для своего продовольствiя 10.000 пудовъ хле6а, большую часть котораго онъ засеваетъ самъ. Въ монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идетъ летомъ, когда бываеть большой наплывъ богомольцевъ. Въ теченiе года на Валаамъ перебываетъ отъ 10.000 до 15.000 богомольцевъ.

Грандiозную картину представляетъ храмовой праздникъ монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломниковъ. Богомольцы, прибывшие на Валаамъ, живутъ на иждивенiи монастыря и ходятъ на общую братскую трапезу съ монахами, которая бываетъ два раза въ день.

Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельникъ, среду и пятницу пищу готовятъ на постномъ масле, а въ остальные дни—на скоромномъ масле. Обедъ— въ 12 часовъ, ужинъ – въ 8 часовъ. За обедомъ подаютъ 4 блюда: 1) ботвинья изъ огородныхъ овощей, а въ постные дни — картофель съ огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Чернаго ржанаго хлеба— сколько хочешь. Монахамъ  въ кельи выдается порцiя чаю, сахару и молока.

Монастырская столовая представляетъ обширный залъ, въ которомъ въ три ряда разставлены столы. Въ простенкахъ между окнами изображены святители, в черныхъ монашескихъ рясахъ, со свитками въ рукахъ, на которыхъ начертаны разныя нравственныя поученiя. Длинные ряды столовъ вмещаютъ до 500 человекъ. Для монастырскихъ наемныхъ рабочихъ  имеется особое помещенiе,  въ которомъ две столовыхъ: для русскихъ и чухонъ.

На трапезе у монаховъ, въ переднемъ углу, отведено почетное место для отца игумена. Къ столу, съ левой стороны, привязанъ колокольчикъ. По окончанiи обедни, монахи, послушники и «паломники» разнаго званiя идутъ въ столовую: пока тамъ разносятъ кушанье, они стоятъ у дверей столовой. Но вотъ, наконецъ, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идетъ къ столамъ. Каждый становится, где попало; купецъ стоить рядомъ сь мужикомъ и т. д.

Илл 3

Когда все места за столами заняты, наступаетъ тишина, отецъ игуменъ подаетъ звонокъ, и монахи, повернувшись къ образамъ, поютъ предъобедныя молитвы. После молитвы – опять тихо. Игуменъ снова подаетъ звонокъ, публика садится на скамейки и приступаетъ къ трапезе.

За обедомъ прислуживаютъ молодые послушники, которые, однако, успеваютъ обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены большiе дольки хлеба. Въ жестяныхъ чашахъ налитъ монастырскiй квась.

Во время постовъ монахи питаются, главнымъ образомъ, овощами и грибами. Монахи заготовляютъ въ прокъ грибовъ громадное количество, потому что въ посты ихъ расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамскихь монаховъ, однако, для непривычнаго петербургскаго обывателя довольно тяжела.

Въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летомъ монастырь нанимаетъ до 100 огородниковъ и работницъ-капорокъ для работы въ монастырскихъ огородахъ, да въ монастырскомъ прiюте числится 70 девочекъ, итого около 700 человекъ продовольствуются монастырскимъ хлебомъ.

Каждою отраслью питанiя заведуетъ монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведуетъ хлебопекарней, другая – квасной, третья – просвирной, четвертая – кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, подъ названiемъ «крендельной», где пекутъ крендели.

Монастырская пекарня—обширныхъ размеровъ. Две громадныхъ «русскихъ печи», отделанныхъ снаружи изразцами, могут  вместить въ себе до 50 хлебовъ, которые выпекаются на «противняхъ», такъ, что каждый хлебъ имеетъ четыреугольную форму.

По средине пекарни обращаетъ на себя вниманiе громадная монастырская квашня, въ которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудовъ. Промесить такую массу теста, конечно, бываетъ очень трудно: приходится прибегать къ помощи особаго «ворота», который представляетъ собою весьма хитроумное приспособленiе – къ монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршинъ и шириною по дiаметру около 1 сажени. Изъ средины дна квашни подымается вверхъ деревянная балка, которая верхнимъ своимъ концемъ упирается въ потолокъ.

Илл 5

Отъ этой балки въ квашне, во все стороны, по разнымъ направленiямъ, вверхъ, внизъ, вбокъ и т. д. идутъ деревянныя вилки—мешалки, которыя доходятъ почти до самыхъ стенокъ квашни. Кроме того, повыше самой квашни, къ балке, съ четырехъ сторонъ, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этихъ рычаговъ, можно ходить вокругъ квашни; отъ этого воротъ, со всею системою «мешалокъ» придетъ въ круговое движете, и тесто, находящееся въ квашне, мало по малу будетъ «меситься».

Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходятъ вокругъ квашни и вертятъ воротъ въ продолженш 1 часа, сперва въ одну сторону, а потомъ въ другую. Изъ квашни выходитъ 50 хлебовъ, весомъ 25 фунтовъ въ каждомъ. Въ родительскую субботу, когда бываетъ поминовенiе усопшихъ, монастырь выпекаетъ до 2,000 просфоръ. Въ большiе праздники хлебъ и квасъ выставляются у монастырскихъ воротъ – для прохожихъ и богомольцевъ.

Монастырское питанiе зиждется, главнымъ образомъ, на растительной пище съ прибавкою рыбныхъ и молочныхъ продуктовъ. Растительная пища кладетъ некоторый отпечатокъ на здоровье и вообще на физическiй организмъ монахинь: большинство изъ нихъ бледнолицыя, у многихъ, что называется, ни кровинки на лице; это сообщаетъ ихъ физiономiи апатичное, безстрастное выраженiе. Впрочемъ, здесь много значитъ и «келейный» образъ жизни монахинь.

Фото – Einar Erici (1885–1965)

Чем питаются монахи? Полное меню. Чем питаются монахи в монастырях, что готовят

«Я всегда думал, что монашеская еда – хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной – и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет?» Рассказывает Владимир Супруменко.

Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго – сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.

Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд… Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово – “неземной”. Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: “Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в “Киево-Печерском Патерике”: “Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу – ели нечистоты, хвалящие – мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий”.

Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

Мясные деликатесы и выпечка – не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие – опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда “засаливает душу”, а соусы и консервы “разжижают тело”. Для афонских монахов прием пищи – духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва – во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. “Так и кухня мирянина, – сказал мне монах, – должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной”.

Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.

Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа – не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; “Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно”.

Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. “Ну что вы, – ответила она, – Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, – добавила она, – что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо”.

Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и… начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие веточки укропа, петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри. – Вы можете, – сказала она, видя мой восторженный взгляд, – украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали… А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в “неволе” грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои “кулинарные шедевры”, не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.

Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.

Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тер

От простого к экзотичному. Что едят в пост монахи и чем разнообразить меню | Питание и диеты | Кухня

Отвечает игумен Варлаам (Дульский), настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря в Архангельской обл. (один из старейших монастырей на Севере, в 2020 г. он отметит 500-летие. Сейчас в монастыре живут 27 человек братии и 20-25 трудников, которые спасают свои души от соблазнов мира): 

– Мясные продукты, как правило, в монастырях вообще не вкушают (их употребляют только трудники, занимающиеся тяжёлой физической работой). Во время Великого поста мы отказываемся также от рыбы, яиц и молочных продуктов. Морепродукты вкушать разрешается, но они в нашем монастырском меню бывают очень редко. Это деликатесы. 

Обычная еда во время поста – это постные супы типа щей и борщей, разнообразные каши. Стараемся включать в рацион монахов продукты, богатые белком, – горох, фасоль и другие бобовые. Очень помогают заготовки, которые сами делаем летом и осенью, – маринованные, сушёные и солёные грибы, овощные закуски, а также традиционные квашеная капуста и солёные огурцы. Наш монастырь находится среди лесов, поэтому у нас всегда в запасе много ягод: морошка, клюква, брусника, черника… Готовим из них варенье, морсы, компоты, печём постные пироги. 

Впрочем, запрет на скоромную еду – это видимая сторона. Великий пост – период особого духовного состояния, время покаяния и молитвы. Его достижению помогает в том числе и ограничение в пище. А пищевые запреты без молитвы и покаяния – это всего лишь диета.

Валерия:

– Я не очень люблю тяжёлые блюда из мяса и веду здоровый образ жизни, поэтому питание во время Великого поста не сильно отличается от моего обычного рациона. Я лишь перестаю есть животную пищу, а это лично для меня не очень сложно. Ем каши на воде, разные овощные салатики, паровые овощи, тёртую морковку, делаю фреши из овощей и фруктов. Иногда для вкуса и настроения добавляю в блюда оливковое масло. Впрочем, самое главное во время Великого поста – не есть друг друга! Именно так однажды сказал один мой знакомый батюшка. 

Привычно или экзотично?

Великий пост в этом году начинается 14 марта и заканчивается 30 апреля (то есть Пасха в 2016 г. выпадает на 1 мая). На семь недель надо отказаться от мяса, курицы, яиц, молока, творога и прочих привычных продуктов животного происхождения. Рыбу можно есть только два раза – на Благовещение и в Вербное воскресенье, растительное масло разрешается лишь в выходные, а в первую и последнюю (Страстную) недели церковь рекомендует сыроедение. 

Впрочем, основа поста – не изнурение тела, а воздержание от пищи, поэтому соблюдение православных правил каждый должен соизмерять со своими силами и состоянием здоровья. Постное меню не должно слишком сильно отличаться от привычного. Пусть это будут знакомые вам супы (щи, борщ, рассольник, грибной, картофельный), но только без мяса. На второе можно сделать постные фаршированные перчики, котлетки, пасту, вареники, плов и другие привычные блюда. Главное – не делайте постное меню слишком однообразным и не ограничивайтесь гречкой с грибами и квашеной капустой, а используйте весь спектр имеющихся в продаже продуктов. 

Кто такая чечевица?

Белок – необходимая составляющая постного меню, а где ещё, кроме мяса, и молока можно найти его изобилие? В таких соевых продуктах, как тофу, соевый сыр, молоко и др., а также в бобовых – фасоли, маше, нуте, дале, чечевице, горохе. Безусловно, чемпионом по разнообразию блюд по праву считается фасоль. Взять хотя бы грузинское лобио – оно может быть красным и зелёным, а также с грецкими орехами, кинзой и зёрнами граната. Можно выбрать белую гигантскую фасоль (она подходит только для варки), зелёную стручковую (её хорошо жарить) или оригинальную ребристую. Не стоит забывать и о разно­образии гороха. Зелёный мелкий маш, некогда известный только в Азии, давно покорил Европу, да и восточный нут перестал быть экзотикой. Чечевица – ещё одна разновидность бобов, которая незаслуженно забыта в нашей стране. Кстати, она была очень популярна на Руси до XIV в., а затем её вытеснили другие продукты. И зря, потому что у чечевицы очень много достоинств. Она улучшает работу кишечника, способствует нормализации уровня сахара в крови, может содержать до 50% растительного белка (по этому качеству её опережает только соя). Поэтому готовьте из чечевицы супы, салаты, закуски – вариантов очень много. 

Ольга Прокофьева:

– У меня много гастролей, а во время переездов, в чужих городах и гостиницах сложно держать строгий пост. Впрочем, я уже давно практически отказалась от мяса и заменила его рыбой. Очень люблю свежие салаты, паровые и запечённые овощи. И вообще в питании я очень умеренна, так что лёгкий пост у меня случается почти каждый день. 

Сага о кускусе и булгуре

Пусть зерновые станут одним из главных гостей вашего постного стола, только не спешите отчаиваться, поедая одну гречку, рис и овсянку на воде! Мировая кулинария знает массу других круп. Например, тщательно перемолотые зёрна пшеницы, скатанные в маленькие шарики, под названием «кускус», которые готовят на Востоке с XVII-XVIII в. В Индии у него есть дальний родственник сага – пшеничные квадратики, богатые протеином, а в Италии – практически родная сестра – кукурузная полента (она просто мельче кускуса). Также обратите внимание на одну из самых древних очищенных культур на основе пшеницы – булгур, первое упоминание о котором датировано ещё XII в. Это концентрированный коктейль из белка, клетчатки и микроэлементов, необходимых нашему организму во время поста. Кроме того, булгур не содержит такого количества ненужного крахмала, как рис или макароны. 

Шампиньоны – не грибы?

Традиционный постный продукт – грибы – довольно тяжёлая пища. Однако, по мнению диетологов, к шампиньонам это не относится. Сейчас это уже не те ароматные лесные деликатесы, которые так обожали французские короли, а исключительно нежный фермерский продукт, на 90% состоящий из воды. Поэтому спокойно ешьте их, но желательно в жареном виде – во время варки и тушения шампиньоны превращаются в безвкусную субстанцию. Искусственно выращенные вёшенки имеют более плотную консистенцию, однако настоящими грибами всё-таки можно назвать только родившиеся в лесу благородные белые, подберёзовики и подосиновики. До Великого поста они могут дойти в замороженном, сушёном, солёном или маринованном виде. В правильных грибочках меньше воды, они более сытные и наваристые, однако не забывайте о том, что они довольно трудно перевариваются. 

Кокос даёт молоко? 

Когда человек во многом себе отказывает, нехватку витаминов он должен восполнять ударными дозами овощей и фруктов. Грызите морковку и болгарский перчик, шинкуйте капусту и сельдерей, ешьте апельсины с мандаринами и для разно­образия балуйте себя экзотическими плодами. Например, авокадо, манго, ананасом. Кокосовое молоко, о котором наши предки даже не слышали, сейчас тоже можно найти во многих магазинах. До нас оно, как правило, доходит в консервных банках и представляет собой смесь из кокосовой жидкости и измельчённой мякоти плода, насыщенной минеральными веществами и витаминами. Конечно, коровье молоко оно не заменит, зато подарит потрясающий изысканный вкус различным блюдам. 

Постно, но сладко?

Почему-то в пост многие забывают о выпечке. А ведь пироги, пирожки, слойки и кулебяки можно легко приготовить с разрешёнными начинками: рисом, капустой, луком, шпинатом, тофу, зеленью, креветками, кальмарами и др. Не менее вкусны и сладкие коврижки с фруктами, мёдом или орешками – незаменимыми атрибутами постного стола. Кроме того, можно пофантазировать с готовыми постными печеньями из геркулесовых и гречневых хлопьев – если сдобрить их мёдом и ядрышками любимых орехов, получится великолепное лакомство. 

Постными также могут быть привычные сладости: блинчики, пицца, штрудели. В пост даже конфеты можно есть, если сделать их на основе сладких сухофруктов и вкусных питательных орехов!

От чего нельзя отказываться во время поста?

Орехи. В грецких, кешью, миндальных и других орешках содержится железо, которого вы лишаете свой организм, отказываясь от мяса. При его дефиците человек может стать вялым и апатичным. 

Морская капуста. В ней протеина почти 10%. Покупайте сухую ламинарию-порошок и добавляйте её в блюда или приобретайте готовые консервированные салаты. Сделав морскую капусту постоянной гостьей на своём столе, вы получите ещё и массу других полезных веществ – йод, калий, натрий, магний, кремний, витамины А, В1, В2, В12, С, D, Е. 

Грибы. В шампиньонах, рыжиках и прочих «шляпочных» белка немало, но он плохо усваивается, поэтому относитесь к грибам скорее как к вкусному блюду, а не как к источнику протеина. 

Каша, паста, постный хлеб. В пшенице белка около 12%, овсе – 10%, ржи – 9,9%, рисе – 7,3%. Поэтому обязательно ешьте многозерновые каши, постные хлебцы, итальянскую пасту, хлеб и мюсли. Кроме протеина, они принесут ещё и витамины группы В, которые так необходимы во время строгих пищевых ограничений. 

Овощи и фрукты. Белка в них совсем мало (не больше 2%), зато есть клетчатка и масса витаминов, которые укрепят иммунитет во время поста. Чтобы от овощей и фруктов была польза, ешьте их сырыми или готовьте на пару. Если не можете найти хорошие свежие, покупайте заморозку – для начала весны это идеальный вариант хранения плодов.   

Соя, фасоль, горох, чечевица. Отказавшись от продуктов животного происхождения, вы лишите свой организм белка. Выход один – искать его в растениях. Например, в сое протеина больше 50-40%, поэтому во время поста обязательно включайте в свой рацион тофу, соевые молоко, йогурт, творог, десерты и прочие соевые блюда. Чуть меньше белка содержится в других бобовых – фасоли, горохе, чечевице. 

Штрудель с тофу и шпинатом

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Вода – 40 г
Оливковое масло – 30 г
Соль – 2 г
Мука пшеничная – 300 г
Для начинки:
Чеснок – 2 зубчика
Лук – 80 г
Шпинат свежемороженый – 600 г
Оливковое масло – 70 г
Кедровые орехи – 50 г
Сыр тофу – 100 г
Соевый соус – 50 г

Как готовить:

  1. Обжарить мелко нарезанные лук и чеснок на оливковом масле.
  2. Добавить в начинку шпинат, кедровые орехи и тушить около 3-4 минут. 
  3. Снять начинку с огня и остудить.
  4. Замесить тесто, смешав воду, оливковое масло, муку и соль. Раскатать очень тонкий прямоугольный пласт. Чем тоньше он получится, тем лучше.
  5. Выложить на тесто подготовленную начинку. 
  6. Нарезать сыр тофу кубиками, залить соевым соусом и оставить на 15 минут. 
  7. Выложить тофу по центру начинки.
  8. Завернуть штрудель и смазать получившийся рулет оливковым маслом. Отправить запекаться на 15-20 мин. в духовку, разогретую до 200°С.  

Лобио с красной фасолью

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Петрушка – 50 г
Красная фасоль – 250 г
Кинза (кориандр) – 50 г
Листья сельдерея – 60 г
Лук репчатый – 300 г
Базилик – 50 г
Стебель сельдерея – 100 г
Перец сладкий красный – 1 шт.
Чили – 10 г
Чеснок – 30 г
Помидоры – 150 г
Соль – по вкусу

Как готовить:

  1. Фасоль перебрать, промыть 5 раз и залить холодной водой, по объёму превосходящей количество фасоли в 5 раз. Оставить в прохладном месте на 12 часов.
  2. Фасоль ещё раз промыть, залить холодной водой в соотношении 1:1 и довести на сильном огне до кипения. 
  3. Добавить лавровый лист, стебель сельдерея и одну луковицу целиком и уменьшить огонь. Не забывать помешивать лобио.
  4. Оставшийся репчатый лук нарезать мелкими кубиками.
  5. Мелко нарезанный чеснок, острый перец и крупную каменную соль перетереть в ступке до кашеобразного состояния.
  6. Убрать из отвара стебель сельдерея и лук и положить нарезанный лук, измельчённый сладкий перец, 1/2 часть рубленой зелени и растёр­тый чеснок.
  7. Довести фасоль до готовности. Затем снять с огня и заправить остатками рубленой свежей зелени, смешанной с пюре из помидоров.
  8. Уцхо-сунели и аджику развести в небольшом количестве отвара и тоже добавить в фасоль. Обильно сдобрить свежим молотым перцем и посолить по вкусу.
  9. Закрыть блюдо крышкой и оставить на полчаса настаиваться.

Борщ с фасолью

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Фасоль консервированная – 1 банка (400 г)
Вода или овощной бульон – 2 л 
Свёкла – 500 г
Картофель – 3-4 шт.
Репчатый лук – 1-2 шт.
Морковь – 1 шт.
Чеснок – 4 зубчика
Укроп – средний пучок
Томатная паста – 2 ст. л. 
Лимонный сок – 2 ст. л. 
Сахар – 1 ст. л. 
Лавровый лист – 1 шт.
Соль, чёрный молотый перец – по вкусу

Как готовить:

  1. Свёклу очистить, нарезать соломкой или натереть на крупной тёрке. Сбрызнуть лимонным соком, перемешать, отставить.
  2. Морковь нарезать соломкой, картофель – кубиками, лук – полукольцами. Обжарить овощи на растительном масле или без него. Томатную пасту развести небольшим количеством воды, влить в овощи и тушить несколько минут.
  3. Добавить в кипящий овощной бульон или воду лавровый лист и картофель. Варить 10 мин. 
  4. Чеснок, укроп, сахар и соль измельчить в блендере. 
  5. Положить в бульон натёртую свёклу, обжаренные овощи, фасоль и чёрный перец. Готовить ещё 10 мин. Добавить измельчённую чесночную заправку, выключить огонь и дать настояться 15 мин.

Чечевичная похлёбка

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Чечевица красная – 1 стакан  
Лук репчатый – 1 шт. 
Морковь – 2 шт.
Чеснок – 2-3 зубчика
Капуста белокочанная – небольшой кочан (800 г)
Корень сельдерея – 150 г
Богарский перец – 1 шт.
Помидор – 1-2 шт.
Мята, петрушка – несколько веточек
Соль, молотая паприка – по вкусу

Как готовить:

  1. Положить в кастрюлю целый маленький кочан капусты и варить его около 2 часов. 
  2. Достать капусту (можно приготовить из неё другое блюдо), добавить в бульон стакан хорошо промытой чечевицы и подержать на огне 10 мин. 
  3. Положить мелко нарезанные корень сельдерея, болгарский перец и морковь. За 5 минут до готовности супа добавить нарезанный помидор. 
  4. Суп посолить, поперчить, посыпать рубленой перечной мятой и петрушкой. 

Постные домашние конфеты

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Фундук – 20 шт.
Курага – 70 г
Чернослив – 70 г
Светлый изюм – 50 г

Как готовить:

  1. Сухофрукты тщательно промыть. При необходимости замочить в тёплой воде на час.
  2. Выложить сухофрукты в блендер или мясорубку и перемолоть до однородной массы.
  3. Десять штук фундука отложить для десяти конфет, остальные крупно перемолоть в блендере или кофемолке.
  4. Взять орех, обвалять его во фруктовой массе и обсыпать молотым фундуком.

Салат из авокадо и базилика

Фото: Shutterstock.com

Ингредиенты:

Салатные листья (романо, айсберг, руккола и др.) – 4 горсти
Помидоры черри – 20-30 шт.
Авокадо – 2 шт.
Лук красный – 1 шт.
Листья базилика – 8 шт.
Бальзамический уксус или соус – для заправки

Как готовить:

  1. В большую миску выложить порванные на небольшие кусочки листья салата.
  2. Помидоры черри разрезать пополам, лук – полукольцами, авокадо – дольками. 
  3. Нарезать листья базилика. 
  4. Смешать овощи с салатными листьями, сбрызнуть бальзамиком и перемешать.

Диета шаолиньских монахов – поможет похудеть и оздоровить себя

1 199

dieta-shaolinskih-monahov-dlya-zdorovya-strojnosti-i-krasoty-foto-Tibet-budijskij-monah-monastyr-shaolin

Эта древняя диета – секретное оружие монахов Шаолиня. В старину обитатели монастыря строго придерживались этой диеты, чтобы совершенствовать физическую форму и стойкость духа.

Питание древних монахов

Повседневный рацион монахов-долгожителей во все времена был довольно скромным. Основу питания составляли рис и овощи. Мясо шаолиньские монахи не употребляли, равно как молоко, яйца и другие животные продукты.

Для полноценной замены протеинов и животных жиров подбирались наиболее питательные растительные продукты: злаковые, бобовые и масленичные культуры. Обязательно по сезону овощи, ягоды, орехи, грибы, фрукты. Во все блюда добавлялись травы (в том числе лекарственные) и коренья.

Как соблюдать диету монахов сегодня

dieta-shaolinskih-monahov-dlya-zdorovya-strojnosti-i-krasoty-foto-shaolinskij-manostyr-hram-shaolin

Сегодня диета шаолиньского монастыря снискала славу у тех, кто хочет эффективно похудеть и оставаться в отличной форме многие годы. Монастырское питание помогает очистить организм, укрепить внутренние органы и омолодить их.

Утро на диете шаолиньских монахов должно начинаться со стакана горячей воды. Она помогает очистить организм и подготовить его к приему основной пищи. Говорят, что эта традиция монахов Тибета жива до сих пор и представляет собой целый ритуал: монахи усаживаются на циновки, совершают молитву, после чего приносится горячая вода и разливается по чашам.

Диета шаолиньских монахов в современном ее виде проста для исполнения. После выпитой натощак воды следует завтрак. Состоит он из горсточки сырого риса, в облегченном варианте рис можно пропарить с вечера или отварить.

Интересно, что сами монахи съедают столько рисинок, сколько лет пребывают в монастыре. Причем они не запивают злак, а лишь смачивают его слюной. Вы же можете запивать, потому как есть сырой рис довольно сложно. Запить такой завтрак можно чистой водой или слабозаваренным зеленым или травяным чаем, сахар в него не добавлять.

Обед и ужин – полностью вегетарианские. Можно есть приличные порции свежих и тушеных овощей, злаков и другой растительной пищи. После захода солнца, согласно диете Шаолиня, можно употреблять только овощи, ягоды и фрукты, а также чай на тибетских и лечебных травах.

Что дает диета Шаолиня

Подобный способ похудения способствует активизации самоочищения организма, особенно его лимфатической и кровяной системы. Также стимулируется работа отдельных внутренних органов – например, почек, селезенки, печени. Рис, съеденный на завтрак, обеспечивает полезными микроэлементами, выводит шлаки, снимает отечность, к тому же хорошо насыщает.

Подмечено: благодаря диете древних монахов приходят в норму процессы пищеварения, улучшается работа кишечника, человек ощущает легкость, меняется к лучшему состояние кожи, появляется много энергии.

С чего начать и каких ждать результатов от диеты монахов

Практиковать диету шаолиньских монахов неподготовленным людям не рекомендуется. Сначала нужно обследоваться – нет ли хронических заболеваний, а также предварительно перейти на максимально правильное питание. Прежде всего, исключить из него жирное мясо, сдобные изделия, жирное молоко, алкоголь, кондитерскую продукцию.

Практика показывает, что монастырская диета позволяет терять – при лишнем весе – до 10 кг за месяц. Однако практиковать ее обычным людям советуют не чаще 2 раз в год.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.