Вес художественных гимнасток – «При отборе оценивают телосложение родителей». Тренер по художественной гимнастике — о большом спорте и шпагате в четыре года

0

Содержание

Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности

Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.

Зарождение и развитие

Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.

Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.

Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.

Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.

Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.

В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.

Правила

Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.

Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.

Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.

Спортивный инвентарь

Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.

Скакалка

Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.

К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:
  • Потеря скакалки влечет снятие с гимнастки от 0,1 до 0,5 баллов.
  • Скакалка при движении ею должна прорисовать четкие петли и не касаться тела спортсменки.
Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:
  • Ее цвет на соревнованиях должен соответствовать расцветке гимнастического костюма.
  • Длина подбирается по росту гимнастки.
  • Материалом изготовления выступают пенька или синтетическое волокно.
  • Ручки на скакалке присутствовать не должны, вместо них на концах завязываются узлы.

Обруч

Существует две разновидности этого снаряда:

  • Профессиональные.
  • Простые.

Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.

Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:
  • До 135 см — диаметр обруча 70 см.
  • От 135 до 150 см — 80 см.
  • От 160 до 170 см – 85 см.
  • Выше 170 см – 90 см.

Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.

Мяч

Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.

Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.

Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.

Булава

Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:

  • 36 см – для гимнасток 5-7 лет.
  • 40-41 см – рассчитаны на возраст 8-11 лет.
  • 44-45 см – для девочек 11-15 лет.
  • 50-60 см — для девушек старше 15 лет.

Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.

Лента

Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.

Художественная гимнастика на соревнованиях

Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:

  1. Сложность (D) оценивается следующим образом: 2 судьи оценивают технику исполнения, еще 2 судьи — качество работы с предметом, а затем высчитывается средний балл.
  2. Артистизм и хореография (А) оцениваются четырьмя судьями.
  3. Исполнение (Е) оценивают 4 судьи и снимают баллы за допущенные недочеты.

Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E

За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.

Мифы о художественной гимнастике

  • «Художественная гимнастика — это просто». Наблюдая со стороны за изяществом спортсменок, создается впечатление, что поймать летящую булаву или начертить узор лентой очень просто. Но на самом деле, за всем этим стоит тяжелый труд, пот и слезы. Гимнастки тренируются шесть дней в неделю. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от возраста. Помимо отработки гимнастической техники спортсменки получают уроки хореографии, общей и специальной физподготовки и, конечно, растяжки. Растяжка — сложный и болезненный процесс. Необходимо очень долго и напряженно работать, чтобы тело обрело необходимую гибкость.
  • «Любая девочка может стать гимнасткой». К сожалению, это не так. Художественная гимнастика подразумевает сочетание несочетаемого: легкости и силы. К этому следует добавить природную гибкость и хорошие внешние данные. В итоге получается эталон, который не так уж просто отыскать. Начиная заниматься гимнастикой, девочки не могут предположить, как сложится их карьера на этом поприще. Ведь они будут взрослеть и меняться каждая по-своему.
  • «Гимнастки ничего не едят». Глупости — в этом случае у них не было бы сил на такие интенсивные тренировки. Вопрос в том, что они едят. Безусловно, это не бургеры и не пицца. Занятия гимнастикой подразумевают полный пересмотр своего рациона, отказ от сладкого, жирного, мучного и некоторых других категорий продуктов.
  • «У гимнасток нет детства». Это неправда, просто оно немного отличается от детства их сверстников. Но это не только тяжелые тренировки, а еще и большие радости: первые достижения, победы на состязаниях, новый круг общения и, разумеется, интересные поездки по всему миру.
  • «Гимнастки всегда в костюме и при макияже». На самом деле, форма для соревнований и тренировок регламентирована. Занимаются спортсменки в черном — это позволяет тренеру лучше следить за техникой. А макияж при высоких нагрузках и вовсе ни к чему. Красоту и блеск девушки демонстрируют только на соревнованиях.
Похожие темы:

Sportcloud. Гид по художественной гимнастике

Мы оценили 150 наиболее распространенных детских заболеваний с точки зрения риска для здоровья при занятиях одним из 150 видов спорта, в том числе и художественной гимнастикой. В работе использованы рекомендации Минздрава РФ, Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, других медицинских учреждений, а также профильных академий Европы и США и результаты научных исследований.

Красота, изящество, грация и фантастическая гибкость – всё это олицетворяет художественная гимнастика. Этот олимпийский вид спорта очень популярен в России. И неудивительно, ведь родился он именно в нашей стране благодаря артистам балета Мариинского театра. Российская школа художественной гимнастики – сильнейшая в мире. Регулярно наши спортсменки приносят стране золотые медали Олимпиад и чемпионатов мира. 

Если ваша дочка поражает вас своей пластичностью, артистизмом и чувством музыки, то приведите ее в секцию художественной гимнастики. Даже если карьеру построить не получится, девочка приобретет красивую осанку, начнет двигаться грациозно и женственно. Навыки, полученные на занятиях художественной гимнастикой, пригодятся и в танцевальной, и даже в музыкальной школе. 

Однако помните, что за изяществом и легкостью скрывается адский труд. Тренеры не скрывают, что художественная гимнастика – это жестокость и боль, и не рекомендуют отдавать в этот вид спорта чувствительных девочек. Трижды подумайте, готов ли ваш ребенок к высочайшей физической и психологической нагрузке. 

Нервные срывы: очень распространены в художественной гимнастике из-за огромных нагрузок и сильнейшего психологического давления. Многочасовые тренировки, турниры, сборы, строгие и требовательные тренеры, амбициозные родители и непростые взаимоотношения в женском коллективе – чтобы выдержать все это, надо обладать поистине железным характером. Именно поэтому до звания мастера спорта в гимнастике дойдут единицы. 

Булавы: это самый тяжелый из предметов, каждая весит 150 граммов. Очень часто во время программы гимнастка подбрасывает булавы и ловит их. Одна ошибка, и можно легко получить булавой по голове. 

Аллергия: с самого раннего возраста гимнастки начинают пользоваться декоративной косметикой: тушью, тенями, помадой, румянами. Волосы убираются в прически и закрепляются лаком с сильной фиксацией, иногда с блестками. Всё это может развить или спровоцировать аллергию на косметические средства.

Ниже вы найдете советы и рекомендации спортивных специалистов, тренеров и врачей. Они расскажут всё, что нужно знать родителям при выборе дисциплины для ребенка: от первых шагов в спортивной секции до возможных карьерных перспектив. Наши специалисты могут помочь и тем, кто мечтает связать свою жизнь со спортом, и тем, кто занимается для общего развития.

Выбор секции

1. Ищите опытного тренера 

Выбирайте секцию по художественной гимнастике так, как если бы выбирали общеобразовательную школу. Чаще всего родители хотят попасть к конкретному учителю и иногда даже отдают ребенка в школу позже или раньше. Так и здесь. Нужно идти к тренеру и знать, что он из себя представляет. С группой начальной подготовки должен работать опытный специалист. Только он может заложить базу и дать правильную школу. Начинающий тренер может привести ребенка к травмам, начав спекулировать на данных девочки. Например, если ребенок отличается гибкостью, неопытный специалист может ставить программы, где все нацелено на демонстрацию именно этого качества. Это может привести к плачевным результатам, можно сорвать спину. Итак, с группами начальной подготовки должен работать опытный специалист, а мастерами должна руководить выпускница спортивной школы. Она молода, сама недавно закончила карьеру и может показать все элементы и даже объяснить, какие мышцы надо задействовать и какие ощущения должны быть при выполнении упражнения. 

2. Смотрите на условия в зале

Зал должен быть чистым и светлым. Вообще освещение – это очень важно. Темный зал негативно повлияет на зрение вашего ребенка. Ковровое покрытие, пуфики, снаряды, гимнастические скамеечки, – всё это также должно присутствовать. Должен быть и второй зал – хореографический. 

Общие советы и рекомендации тренера

Не торопитесь. Оптимальный возраст для начала занятий – это 5-6 лет. Не надо спешить и лишать ребенка детства. В 3-4 года дети не понимают, что от них требуют тренеры, они боятся большого зала и скопления людей, начинают плакать и проситься домой. А это грозит тем, что они быстро бросят гимнастику. Дети постарше – уже более послушные, хорошо запоминают новые элементы, могут заводить новых друзей. 

Гимнастика – не для чувствительных девочек. Я бы настоятельно не рекомендовала отдавать в наш вид спорта детей с чувствительной психикой. Гимнастика – это жестокость и боль. И впечатлительные девочки не справляются с большими нагрузками и требованиями тренеров. Если говорить именно о карьере в гимнастике, то ее сделать может только психологически сильный ребенок.

Будьте готовы к тому, что ребенку будет больно. Первый год тренер будет активно работать над растяжкой девочки. Болезненные ощущения будут присутствовать, даже если у юной спортсменки хорошие данные и мягкие мышцы. Все девочки плачут. Если ребенку совсем больно, поговорите с тренером. Может быть, он тянет слишком сильно? Далее попробуйте потерпеть, объяснить девочке, что ей нужна эта растяжка. Если не получается, нужно выбрать другой вид спорта.

Развивайте музыкальный слух. Гимнастка должна выполнять упражнения не только технично, но и артистично. Движения должны сочетаться с музыкальными акцентами и фразами, темпом, а тело и предмет должны подчеркивать течение музыки. И если этого совпадения нет, гимнастка наказывается снятием баллов на соревнованиях. Выразительность – это не только улыбка на лице спортсменки, но еще и движения всего тела. Голова, плечи, руки, туловище, ноги должны передавать пластику и характер музыки. Так что тренеры и сами гимнастки должны изучать и понимать основу музыкальной структуры, быть музыкально грамотными. 

Внешний вид очень важен. Сначала вам понадобится только одежда для тренировок: шортики, футболочка и белоснежные носки. Гимнастка должна иметь опрятный вид, ухоженную прическу. Для соревнований необходимо купить красивый купальник. Многие родители хотят сразу приобрести дорогую форму, но я рекомендую подождать первых успешных результатов на соревнованиях. Заняла девочка призовое место – поощрите ее покупкой нового купальника. Ну а если говорить о дальнейшем развитии карьеры, то когда гимнастка начнет выступать на уровне чемпионата России, родители будут тратить немалые деньги на красивую экипировку. Гимнастика – дорогой вид спорта. 

Следите за питанием ребенка. Художественная гимнастика приучает детей к правильному и полезному питанию: много овощей и фруктов, мало сладкого и мучного. Девочка должна вставать из-за стола с легким чувством голода.

Отправляйте гимнастку в летний спортивный лагерь. Ездить на летние сборы – это очень важно, я потом целый год работаю с тем материалом, который создаю за лето. Семье можно один месяц отдохнуть, а остальные два ребенок должен работать. Дети из северных регионов России обязательно должны побывать на море, я каждый год везу гимнасток на юг. 

 

Мнение врача

Мария Корнева

Педиатр, кандидат медицинских наук

 

К особенностям художественной гимнастики относятся: раннее начало с серьезными нагрузками, требования к определенным природным данным? необходимость хорошей физической и волевой подготовки уже с начального этапа занятий.

Показания и противопоказания:

Врач-педиатр разрешит вашему ребенку заниматься  художественной гимнастикой при отсутствии серьезных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и нервной системы, чаще всего, когда возраст ребенка достигнет 4-5  лет. Впрочем, сейчас во многих гимнастических школах начальные группы могут формировать из детей  совсем раннего возраста (с 2,5- 3-х лет). Доктор примет во внимание заключения всех врачей-специалистов. Для серьезных занятий художественной гимнастикой ребенку необходимо иметь первую группу здоровья. «Тонкие», гибкие, изящные девочки невысокого и среднего роста – вот образец гимнастки-художницы. Однако, мы прекрасно знаем немало успешных гимнасток и другого типа конституции.  Опытный педиатр может обратить внимание на особенности физического развития, с учетом семейной конституции, которые могут говорить о спортивной одаренности  в гимнастике. 

За допуском  к занятиям художественной гимнастикой к врачу-педиатру в настоящее время приводят детей очень рано, уже начиная с трех лет. В этом возрасте еще очень трудно прогнозировать способности ребенка к какому-либо виду спорта. Задача педиатра на этом этапе – констатировать у ребенка отсутствие противопоказаний к серьезным физическим нагрузкам, особенно относительно костно-суставной и сердечно-сосудистой системы ребенка. Определить, не является ли врожденная гибкость ребенка, которую часто принимают за гимнастическое дарование, – наследственной особенностью строения соединительной ткани (когда имеет место чрезмерная гибкость и повышенная подвижность суставов, и еще ряд особенностей, которые могут быть несовместимы с высокими спортивными нагрузками). Обязательно учитывается наследственный фон всей семьи.

В идеале ваш врач должен в доступной форме объяснить особенности развития и роста детей, которые необходимо принимать во внимание при начале занятий художественной гимнастикой в столь раннем возрасте.
С физиологической точки зрения организм ребенка в этом возрасте очень восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. В этот период главное развивать эти физические качества, не нанося ущерб естественному  ходу  развития организма ребенка и его здоровью. Гибкость следует развивать целенаправленно, но осторожно (речь идет о знаменитых упражнениях на растяжку, основной причины мучений и слез маленьких гимнасток). Выносливость ребенка в этом возрасте невелика – нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить дробный характер. Это, конечно, все отлично знают опытные тренеры.

Плюсы для здоровья: 

Художественная гимнастика гармонично развивает ребенка, совершенствует двигательные способности, координацию движений, учит  красиво и грациозно владеть своим телом. Дает эстетическое воспитание, развитие  музыкальных способностей, внимания, зрительной и двигательной памяти, артистизма. 

Минусы занятий:  

Слабое место гимнасток – это, конечно, костно-суставная система. Для художественной гимнастики характерны хронические травмы, возникающие постепенно в связи с постоянной перегрузкой на определённого отделы опорно-двигательного аппарата. В основном это начинает проявляться с уровня учебно-тренировочных групп (к 9-10 годам юного спортсмена). К этому времени вы должны определить, насколько ваш ребенок одарен в этом виде спорта, мотивирован и готов переносить длительные и болезненные тренировки, растяжение мышц, боль, острые и хронические травмы, высокую эмоциональность этого вида спорта, жесткий режим дня и постоянный контроль массы тела с диетическими крайностями.

Как правильно подобрать предметы для занятий художественной гимнастикой?

При подготовке программы в художественной гимнастике нужно тщательно продумывать как цвет самого купальника для выполнения каждой композиции, так и выбор цвета и отделки гимнастического предмета, с которыми спортсменка выступает. Только в этом случае образ будет законченным и гармоничным, и девушка на соревнованиях сможет продемонстрировать свое мастерство, достигнутое годами напряженных тренировок.

Выигрышно смотрится сочетание, в котором цвет предмета и костюма отличаются на несколько тонов. Для расстановки цветовых акцентов используют цветной скотч, при помощи которого создаются оригинальные орнаменты, яркие блестки для оформления мяча и других предметов экипировки.

Скакалка для художественной гимнастики

Пеньковая или синтетическая, не должна иметь никаких ручек, только один или два узла на каждом конце. 

Стандартный размер скакалки 2,5 -3 метра. 

Как правило, покупаемая скакалка оказывается велика, поэтому ее необходимо обрезать под рост гимнастки. Считается, что обрезать скакалку нужно с обеих сторон, чтобы не изменялась центровка, и завязывать одинаковые узлы с обоих концов. Сколько сантиметров обрезать лучше подскажет тренер. Общепринято, что скакалка с уже завязанными узлами должна быть выше подмышек и почти доходить до плеч, (маленьким деткам можно оставить «на вырост» – чтобы узелки доставали до мочек ушей) когда гимнастка стоит на ней обеими ногами по центру (ноги вместе). 

Узлы пеньковой скакалки можно закрепить, прошив нитками, у нейлоновой скакалки узлы можно обжечь.

Как себя ведет: «Об нее спотыкаются». Хотя считается самой покладистой — именно с нее начинается обучение в художественной гимнастике.

Лента для художественной гимнастики

Лента для выступления – самый легкий (по весу) предмет в художественной гимнастике, она изготавливается из вискозного волокна или сатина.

Состоит из палочки (пластмасса или оргстекло), собственно ленты и скрепляющего карабинчика, который иногда заменяется нейлоновым ремешком.

Длина палочки – 50 – 60 см (вместе с карабинчиком). Лента — цельная полоска ткани шириной от 4 до 6 см, весит 35 г и больше. Длина покупаемой ленты зависит от возраста и разряда, по которому выступает гимнастка на соревнованиях: 14 лет и старше, МС – 6 м; 9-14 лет, КМС, 1-2 взр.разряд – 5 м; До 9 лет, 3 взр.разряд и ниже – 4 м. Для лент 5 и 6 метров подойдут все палочки, кроме юниорских MJ-82 и MJ-79 Sasaki, т.к. будут слишком легкими. Эти палочки идеально соответствуют лентам длиной 4м.

Как себя ведет: «Завязывается». Реагирует на малейшие колебания воздуха, даже от кондиционеров. А впитывая влагу, изменяет свои свойства — поэтому гимнастки обязательно возят с собой утюг и часто гладят ленту.

Лента для художественной гимнастики может быть однотонной или раскрашиваться с помощью специальных анилиновых красок. После этого вся лента обрабатывается заранее заваренным крахмалом, подсушивается и проглаживается горячим утюгом. Непосредственно перед тренировкой или соревнованиями ленту нужно по всей длине обработать антистатиком в аэрозольной упаковке. Цвет палочки выбирается произвольно – он должен совпадать с цветом самой ленты или цветом гимнастического купальника. Длина палочки напрямую зависит от длины предмета – для ленты 4-4,5 метра палочка должна быть 50 см, для 5-метровой ленты – 57 см, для взрослой спортсменки оптимальная длина палочки – 60 см.

Для транспортировки и хранения также потребуются барабан для плотного скручивания ленты, запасной карабин для крепления и общий чехол.

Как себя ведет: «Завязывается». Реагирует на малейшие колебания воздуха, даже от кондиционеров. А впитывая влагу, изменяет свои свойства — поэтому гимнастки обязательно возят с собой утюг и часто гладят ленту.

Мяч для художественной гимнастики

Выбирая мяч для художественной гимнастики, нужно помнить несколько основных правил: Мяч резиновый. Или из синтетических материалов, столь же эластичных, как резина. 

Диаметр — 18 – 20 см, вес не менее 400 г, любого цвета. 

Для детей возрастом до 7 лет и ростом до 130 см лучше покупать юниорский мяч диаметром 16 см. Несмотря на то, что ребенок будет расти, с таким мячом можно будет тренироваться еще 2-3-года. Стандартные мячи в таком возрасте неудобны в работе, слишком велики для ребенка.

Для спортсменок постарше (9-10 лет) оптимальны гимнастические мячи диаметром 18,5 см, предназначенные для взрослых. Кроме самого мяча, каждой девушке понадобятся насос для подкачивания предмета и чехол для хранения и транспортировки. Как себя ведет: «Укатывается». Он же круглый, часто его сложно поймать. Однако многие гимнастки любят его больше остальных предметов — его приятно держать в руках.

Булавы для художественной гимнастики

Для выступления каждая спортсменка должна иметь две булавы, изготавливаемые из пластика, натурального или синтетического каучука. Выбирая булаву нужно помнить следующее:

Каучуковые или синтетические. Длина — 40 — 50 см, вес — минимум 150 г (каждая). Диаметр головки не более 3 см.

Юниорские (детям до 10 лет) булавы Sasaki имеют 

длину всего 36 см. Также детям до 10 лет можно сразу начинать работать с булавами Amaya длиной 41 см. Широкая часть называется телом, узкая — шейкой.

Шейка и тело покрываются обычно клейкой лентой – однотонной или разноцветной.

При выборе материала для изготовления снаряда нужно помнить, что булавы из пластика проще в обращении – при падении на пол они не дают сильного отскока, но при случайном падении на спортсменку могут нанести достаточно болезненную травму.

Для предупреждения скольжения рекомендуется использовать снаряды с бархатными ручками. Как себя ведут: считаются самыми травмоопасными: несмотря на небольшой вес, бывает наносят ушибы и даже рассечения. Особенно в групповых упражнениях, где их подбрасывают очень высоко.

Обруч для художественной гимнастики

При подборе обруча нужно помнить следующие правила:

Из синтетических материалов (например, пластмассы), которые не деформируются при движении. Круглый. 

Вес — 300 г. (Вес юниорских обручей 260 г.). Гладкий или же шероховатый, цветной, полностью или частично покрытый клейкой лентой (но только не флюоресцентной). Диаметр покупаемого обруча напрямую связан с ростом (а не возрастом) спортсменки: До 135 см рост – 70 см диаметр; 135-150 – 75; 150-160 – 80; 160-170 – 85; 170 и выше – 90.

Размеры обручей представлены для любого возраста (в диапазоне от 60 см. до 90 см. с промежутком 5 см.). Примерное соответствие размера и возраста:

Как себя ведет: «Укатывается». В общем, характер у него капризный и коварный.

О художественной гимнастике – Спортивная школа олимпийского резерва им. Л.А. Тихомировой

Художественная гимнастика — это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав).

Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр)

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Система оценок и судейство

За последние годы Международная федерация гимнастики меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субьективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.
Нельзя не отметить тот факт, что оценка результатов выступлений в этом виде спорта — вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства, которые, в свою очередь, запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности занятиями художественной гимнастикой

Первые шаги в художественной гимнастике желательно начинать в 3-5 лет, т.к организм ребенка в этом возрасте гораздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста — это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой, то художественная — более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие спортсменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Сегодня на мировом помосте защищают нашу страну:

Cестры Аверины — Дина и Арина являются близнецами, они родились 13 августа 1998 году в городе Заволжье, недалеко от Нижнего Новгорода. Гимнастки идут в спорте бок-о-бок — вместе состоят в сборной России, часто вместе посещают одни и те же соревнования.

Спортивная биография началась с того, что девочки пошли в спортивную школу на отделение художественной гимнастики в возрасте четырех лет (в обычную школу пошли на год позже, в пять лет). Близняшек заинтересовала их старшая сестра Полина, которая уже занималась этим видом спорта. Позже Полина ушла из спортивной школы, а Арина и Дина Аверины решили уже в раннем возрасте решили делать спортивную карьеру — они не по возрасту отличаются серьезным отношением к начатому общему делу. Первым тренером была Лариса Викторовна Белова.

Девочки до 12 лет учились в обычной школе. Далее перешли на индивидуальную программу обучения. Все свободное время занимали тренировки, но серьезное отношение к гимнастики дало свои результаты в виде побед на соревнованиях.

Поскольку девочки начали давать отличные результаты, родители решили продолжить их обучение в Нижнем Новгороде, где обучение гимнастике проходит на другом уровне благодаря хорошей материальной базе и спортивным традициям — здесь отличные спортивные залы, в которых проводят международные турниры, в городе занималась чемпионка мира по художественной гимнастике Нина Лазарева. Ради того, чтобы дочери имели достаточно возможностей развить свои таланты, в Нижний Новгород переезжает вся семья Авериных.

В 2011 году у сестер было три соревнования, на которых они показали хорошие результаты: московский этап Гран При, Надежды России и российское первенство. Успешными были соревнования Юный Гимнаст, после которого близняшек пригласили на сборы в Хорватии. Старший тренер российской юниорской сборной Шаталина Вера Николаевна, которая тренировала Ольгу Капранову и Алину Кабаеву, после тренировок в Хорватии приглашает близняшек в московский Центр Олимпийской Подготовки. В Москву сестры приехали, минуя училище олимпийского резерва в Нижнем Новгороде, что случается очень редко.

К Вере Шаталиной девочки попали по случайности — в 2011 году они приехали на 10 дней потренироваться в олимпийскую деревню. Девочки были настроены решительно показать результат в столице. Они говорили, что если они не останутся в Москве, то бросят гимнастику и сделают упор на учебу в школе, как это сделала их сестра Полина.

Девочки, когда только приехали в Москву, имели небольшой рост, 138 сантиметров. Дети не сидели на диете, а наоборот, усиленно питались, чтобы их организм подрос и хорошо развивался. Через несколько лет рост уже был 161 сантиметр (вес составлял около 40 килограммов), что вполне достаточно для того, чтобы успешно войти во взрослый спорт (вес и рост соответствует последнему году юниорской программы девочек). Таким образом Шаталина Вера заботилась не только о спортивном результате, но и о здоровье юных гимнасток.

Этап Гран При в Холоне — золото за мяч, два серебра за многоборье и булавы. Дина и Арина часто посещают вместе соревнования, Арина на многих из вышеназванных соревнованиях также завоевывала призовые места. Одно из самых последних выступлений, где сестры состязались вместе — Всемирные игры, которые проходили в польском городе Вроцлав 21 — 22 июля 2017 года. В первый день соревнований Арина стала чемпионкой в упражнениях с мячом и обручем, Дина по этих же дисциплинах завоевала две серебряных медали.

Александра Солдатова родилась в г. Стерлитамак. Саша начала заниматься спортом в пятилетнем возрасте. В то время первым тренером Александры являлась Ольга Назарова. До того, как вошла в сборную, спортсменка усердно занималась в г. Дмитрове у Анны Шумиловой. Александра известна растяжкой, гибкостью, а также пластичностью.

Солдатова приняла участие в Японии совместно с Канаевой, Кондаковой, где представили клуб «Газпром», взяв золотую медаль в командном зачете, многоборье. Кроме того, гимнастка победила в 2012 г. в командном многоборье, выступая с лентой с другими гимнастками — Борисовой, Кудрявцевой, а также Синицыной.

Уже в начале сезона 2014 г. Александра стояла в запасном составе российской сборной. Дебют Солдатовой состоялся во время международного турнира, который проходил в столице России. Здесь Саша завоевала лишь бронзу в многоборье, которое получила после сестер Авериных. После этого, в март месяце в Венгрии, а точнее в г. Дебрецен, Саша выиграла золотую медаль в многоборье, тем самым, опередила вице-чемпионку мира, которой в то время являлась Анна Ризатдинова.

К тому же, в это время Саша заняла лидирующее место и вышла финал в состязаниях с булавами, ленточкой, второй, выступая в номере с мячиком, третьей — в номере с обручем. Помимо этого, в г. Корбей-Эсоне спортсменка завоевала второе место в номере с мячом, а в Ташкенте — бронзовую медаль в многоборье.

Наиболее успешным и знаменательным для Александры стали выступления на международных состязаниях. На апрельских соревнованиях в г. Риге Саша завоевала 4 золота из 5 возможных, но в выступлении с мячом она совершила ошибку и потому заняла лишь 4 место. Летом, в июле в турецком городе Измире Саша победила в многоборье, выступая с лентой, а других видах завоевала три серебряных медали. В августе гимнастка завоевала золото во всех выступлениях в Бразилии.

Олимпийский сезон 2016 г. начался с турнирной серии Гран-При, который прошел в столице России. Выступая в этом сезоне Саша победила в многоборье, показав себя в трех отдельных номерах в финале Александра смогла завоевать первое место в номерах с обручем, а также мячом, серебряную медаль за номер с лентой.

Первый этап мирового кубка, состоявшийся в Финляндии в городе Эспоо, Саша Солдатова вновь заняла лидирующую позицию в многоборье. В выступлении с обручем — серебряная медаль, в номере с булавами гимнастка завоевала золотую медаль, в номере с лентой — третье место (вместе со Станютой).

Второй этап прошел в столице Португалии г. Лиссабоне, где гимнастки выступали в многоборье, а также в номерах с мячиком, обручем, где завоевали золотую медаль, в номерах с булавами — бронзовую, а с лентой — серебряную медаль (совместно с Авериной). Таким образом, несмотря на столь юный возраст победы Александры Солдатовой по художественной гимнастике обширны, как видно из ее биографии и карьеры.

Как выбрать мяч для художественной гимнастики: размер, вес, фирма

Как выбрать мяч

Содержание:

  1. 1. Какой мяч для художественной гимнастики будет лучше?
  2. 2. Как правильно выбрать подходящий мяч
  3. 3. Выбор гимнастического мяча по возрасту и росту спортсменки
  4. 4. Как самостоятельно ухаживать за гимнастическим мячом
  5. 5. Как самому надуть гимнастический мячик

Какой мяч для художественной гимнастики будет лучше?

Абсолютно все виды спорта подразумевают приобретение дополнительного инвентаря, специальной одежды, обуви, различных аксессуаров. Художественная гимнастика в этом плане не является исключением.

Если ваш ребенок решил начать посещать тренировки по худ. гимнастике, то ему обязательно потребуется купить определенный спортивный инвентарь. Это: скакалка, обруч, лента, булавы и, конечно же, специальный мяч. Стоит отметить, что правильно подобранные предметы из этого списка повышают шансы на то, что юная гимнастка сможет добиваться более высоких результатов в выбранном для себя спорта. Хорошие тренеры уже на первом, ознакомительном занятии, рассказывают родителям будущей спортсменки о том, как правильно подобрать тот или иной спортивный снаряд. В этой статье мы поделимся информацией о том, как подбирать мячи, которые используются в художественной гимнастике.

Как правильно выбрать подходящий мяч

как правильно выбрать подходящий мяч

Итак, с чего следует начать? С оценки качества материала, из которого изготавливается такой мячик. Обычно для этой цели используется резина высочайшего качества, специальный каучуковый сплав или другие материалы, которые близки по своим характеристикам к традиционной резине.

Пластиковые мячи и изделия не самого лучшего качества допускаются к применению только во время первых шагов в мире худ. гимнастики. В дальнейшем обязательно следует присмотреться к хорошим, профессиональным вариантам.

Если есть возможность, рекомендуется приобретать гимнастические мячи японского бренда Sasaki. Они изготовляются из действительно лучших материалов. Кроме того, продукция этой компании имеет еще одно преимущество – мячики имеют специальное «липкое» покрытие, позволяющее легко удерживать изделие, даже если оно имеет большие размеры. Согласитесь, не очень приятно, когда во время идеально выполненного выступления из руки гимнастки неожиданно выпадает мячик. А с продукцией от Sasaki это практически никогда не происходит.

Не менее качественную продукцию предлагает и бренд, известный как Chacott.

А вот выбор цвета для мячика имеет обычно второстепенное значение – каждая гимнастка выбирает эту характеристику по собственному усмотрению. А вариантов сегодня предлагается очень много! Это и глянцевые мячики, и изделия с блесками, даже можно купить очень эффектный мяч-хамелеон.  

Следующий шаг в правильном выборе – учет физических данных гимнастки, для которой планируется купить мячик.

Выбор гимнастического мяча по возрасту и росту спортсменки

выбор гимнастического мяча по возрасту и росту

Для того, чтобы подобрать идеальный гимнастический мячик, необходимо учитывать такие важные параметры, как возрастные данные спортсменки, ее рост, размеры ладони, класс, в котором в данный момент выступает девушка.

Если возраст по таблице примерно соответствует росту гимнастики, то обычно следует ориентироваться на следующие рекомендации:

  • До достижения девятилетнего возраста гимнастки используют пятнадцатисантиметровый вариант.
  • В возрасте от девяти до одиннадцати лет размер этого снаряда увеличивается до семнадцати сантиметров.
  • Наконец, после празднования одиннадцатого дня рождения, гимнастке следует переходить на мячики, диаметр которых равен восемнадцати с половиной сантиметров.
  • В пятнадцатилетнем возрасте размеры гимнастического снаряда уже не меняются, но вот на самом мячике должна обязательно присутствовать специальная надпись – FIG Approved. Ее наличие гарантирует, что мяч изготовлен полностью в соответствии с принятыми в мировой гимнастике стандартами, а значит, его можно использовать на абсолютно любых соревнованиях, в том числе и международного типа.

После определения с размерами можно переходить к весу мячика. Он зависит от возраста, а также от того класса, в котором выступает девочка:

  • Юниоры в возрасте до девяти лет. Вес мяча должен быть 300 грамм.
  • Юниоры в возрасте до одиннадцати лет. Вес изделия увеличивается до 350-ти грамм.
  • Класс «Стандарт» (возраст от одиннадцати лет) – снаряд должен весить четыре сотни грамм.

Ну и в конце следует обязательно дать гимнастке попробовать подержать мячик в руке – убедиться в том, что он соответствует размеру ладони. Исходя из последнего нюанса, можно сделать вывод, что гимнастические мячики желательно покупать в присутствии того человека, для которого они и берутся.

Как самостоятельно ухаживать за гимнастическим мячом

как ухаживать за гимнастическим мячом

Многие спортсмены настолько сильно привыкают к личному инвентарю, что очень не хотят менять его на новый. Следовательно, очень важно уметь правильно ухаживать за гимнастическим мячом, чтобы он сохранил свое изначальное состояние как можно дольше.

Рекомендации, которые обязательно следует учитывать в этом случае:

  • Гимнастический мячик должен находиться в накаченном состоянии. То есть, периодически придется использовать специальный насос, чтобы добавить в него воздуха.
  • При наступлении холодной погоды рекомендуется переместить мячик в утепленный чехол, если инвентарь будет перемещаться на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях. В качестве альтернативы такому чехлу прекрасно подойдет обычная шапочка достаточного размера, изготовленная из натуральной шерсти.
  • Воздействие ультрафиолета для такого снаряда противопоказано, поэтому не стоит оставлять мячик в местах, где он может попасть под прямые солнечные лучи.

Защитный чехол для гимнастического мячика обязан присутствовать у спортсменки. Именно он позволит защитить спортивный снаряд от холодной погоды, солнечных лучей, возможных повреждений поверхности, если произойдет неосторожный контакт с какими-то другими предметами.

Важно понимать, что даже создание идеальных условий для гимнастического мячика не означает того, что он будет служить своей владелице вечно. Например, даже такой авторитетный бренд, как японская копания Sasaki, дает только двухмесячную гарантию, а срок годности не превышает одного года.

Как самому надуть гимнастический мячик

Гимнастические мячи чаще всего подкачивают самостоятельно. Или доверяют такую процедуру тренеру гимнастки, под руководством которой и занимается девочка. Естественно, для этого требуется наличие специального насоса. Если у человека существует возможность выбора, то рекомендуется рассмотреть варианты насосов, предлагаемые все теми же компаниями Сасаки и Chacott. Они позволяют дозированно подавать воздух в мячики, что гарантирует невозможность перекачивания. Кроме того, изделия этих компаний оснащаются иглами со специально закругленной формой кончика, чтобы отсутствовала вероятность повреждения ниппеля.

как надуть гимнастический мяч

Саму же процессу подкачки гимнастического мяча можно осуществить, следуя следующей инструкции:

  • Перед тем, как приступить, предварительно нужно смочить водой не только ниппель, но и насосную иглу.
  • Игла вставляется в ниппель обязательно под углом в девяносто градусов.
  • Во время подачи воздуха необходимо проверять изделие на упругость.
  • Правильно накачанный мячик должен быть немного мягковатым.
  • Если случайно в мяч поступило воздуха больше, чем того требуется, то его следует спустить, используя для этого возможности применяемого насоса.

Категорически запрещено применять для этой процедуры электрические насосы, которые характеризуются повышенной мощностью. Они просто не позволяют осуществлять необходимый уровень контроля, что практически всегда приводит к непоправимой деформации спортивного снаряда.

Ну и еще одно важное правило – такой гимнастический снаряд должен использоваться только по своему прямому назначению. Это позволит содержать его в идеальном состоянии, что очень важно, как при тренировках, так и во время соревнований по худ. гимнастике.


ВАЖНО! Обсуждение темы на форуме по этой ссылке – forum.sc-rg.ru

Художественная гимнастика: описание, история, дисциплины

Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

Международная федерация гимнастики (фр. Federation Internationale de Gymnastique, FIG или англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта, в том числе и художественной гимнастики. Данная организация занимается разработкой регламентов и правил выступлений по художественной гимнастике, а также объединяет национальные федерации (официальный сайт Всероссийской Федерации Художественной Гимнастики).

История возникновения и развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Предметы для художественной гимнастики

Скакалка для художественной гимнастики. Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

Обруч для художественной гимнастики. Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес — 300 гр.

Мяч для художественной гимнастики. Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот). Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр — 1 см в самом широком месте.

Соревнования по художественной гимнастике

  • Олимпийские игры – самое престижное международное соревнование, проводится один раз в четыре года.
  • Чемпионат Мира по художественной гимнастике — международное соревнование, которое проводится с 1963 года (один раз в два года).
  • Чемпионат Европы по художественной гимнастике — международное соревнование, проводимое Европейским гимнастическим союзом (UEG). Первый чемпионат состоялся в 1978 году.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему “Художественная гимнастика”.

Художественная гимнастика

5 (100%) 1 голос[ов]

Другие виды спорта

Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике



В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.

Ключевые слова: физическое развитие, уровень здоровья, юные гимнастки

Двигательные способности детей зависят от морфологических, физиологических и психомоторных характеристик [1, с. 31]. К морфологическим факторам в гимнастике относят внешние данные, массу и длину тела ребенка, а также силу и эластичность связок и сухожилий. Тренеру необходимо регистрировать изменения, происходящие в течение года у детей в возрастном диапазоне от 6 до 14 лет по таким показателям как средняя динамика длины тела ребенка относительно его возраста, гармоническое развитие всего тела; форма рук, ног и их пропорциональное соотношение [1, с. 33]. Знание этих характеристик способствует эффективности процесса подготовки, так как позволяет подбирать упражнения в соответствии с преимуществами и недостатками структуры тела для коррекции морфологических ограничений и уменьшения их воздействия.

Кроме того, к основным критериям одаренности в гимнастике относят кардио-респираторные возможности, уровень мышечной силы и выносливости относительно общей массы тела. Известно, что физиологические характеристики предопределены генетически, но в значительной мере подвержены изменениям под воздействием ранней тренировки [1, с. 17]. Поэтому одна из важных задач тренера — способствовать развитию физиологических характеристик юных гимнасток в наиболее раннем возрасте, чтобы дать им возможность достичь наивысшей степени совершенствования функциональных способностей, сохранив при этом уровень здоровья.

Цель исследованияопределить динамику физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.

Методы исследований. Медико-биологическое тестирование морфологических (длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кистей рук) и функциональных (ЧСС, артериальное давление (АД) систолическое и диастолическое) показателей физического развития; методы математической статистики.

Уровень и гармоничность физического развития, функционального состояния системы кровообращения и дыхания оценивали по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко [3, с. 118]. Вычисляли жизненный (ЖИ), силовой по силе правой и левой кисти рук (СИ) и кардиологический (КИ) индексы. Всего в исследовании приняло участие 310 перспективных юных гимнасток 7–13 лет шести регионов Казахстана.

Результаты исследований иих обсуждение. Анализ данных исследований оказал, что физическое развитие гимнасток 7–13 лет носит поступательный характер (таблица 1).

Таблица 1

Средние данные морфологических показателей гимнасток 7–13 лет

Возраст, лет

n

Масса тела, кг

Длина тела, см

ЖЕЛ, мл

Сила кисти, кг

правая

левая

1

S1

2

S2

3

S3

4

S4

5

S5

7

33

20,4

2,2

119,5

4,2

1231,0

339,2

7,1

2,1

7,1

1,9

8

59

22,1

1,8

124,7

7,0

1283,3

230,8

10,0

3,7

8,7

3,6

9

52

24,4

2,5

129,6

5,2

1394,6

276,0

11,0

3,8

11,0

3,9

10

46

26,6

5,6

134,4

6,8

1516,7

363,1

11,8

3,6

10,9

2,9

11

39

31,6

4,4

143,5

6,9

1884,6

506,6

14

4,0

13,7

5,2

12

43

32,4

3,6

146,1

5,4

1905

451,1

14,9

4,1

13,8

4,2

13

37

38,9

4,7

154,6

6,1

2162,5

415,1

20,2

4,9

18,4

4,4

В предпубертатный период у 8-летних детей, по сравнению с 9-летними, наблюдается больший темп прироста всех показателей, кроме ЖЕЛ. Так, длина тела у 8-летних гимнасток выросла на 4,8 %, тогда как у 9-летних — на 3,2 %. Сила кисти соответственно на 40,8 % и 10,0 %.

Наблюдается улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: ЧСС уменьшилась на 6,9 % против 3,3 %; АД увеличилось на 3,4 %, тогда как у 9-летних уменьшилось на 0,6 % (таблица 2).

В 10 лет динамика несколько повышается и в 11 лет наблюдается наибольший прирост всех функциональных показателей: если у 10-летних гимнасток рост увеличился на 5,0 %, у 11-летних — на 6,2 %; ЖЕЛ увеличилась соответственно на 9,1 % и 17,9 %, АД — на 3,4 %, тогда как у 9-летних уменьшилось на 0,6 %.

Таблица 2

Средние данные функциональных показателей гимнасток 7–13 лет

Возраст, лет

n

ЧСС, уд/мин

АД систолическое, мм.рт.ст.

АД диастолическое,

мм.рт.ст.

1

S1

2

S2

3

S3

7

33

81,4

8,62

92,9

14,8

58,6

6,4

8

59

75,8

8,8

96,1

11,0

60,1

4,5

9

52

78,3

6,27

95,5

7,05

60,3

3,1

10

46

78,5

9,6

95,1

10,8

58,5

6,7

11

39

76,7

5,3

99,3

9,0

62,7

6,9

12

43

73,9

6,3

102,5

6,7

61,7

3,7

13

37

70,8

7,5

101,7

7,8

62,0

3,9

Сила кистей правой и левой рук у 11-летних гимнасток увеличилась на 18,6 и 25,7 %, у 10-летних — на 7,3; показатели левой руки уменьшились на 0,9 %. После уменьшения динамики в 12 лет, прирост показателей в 13 лет вновь возрастает, наибольший скачек наблюдается в показателях силы кистей правой и левой рук соответственно на 35,6 и 33,3 %. Вместе с тем, если в 12 лет показатели АД увеличились на 3,2 %, то в 13 лет они снизились на 0,8 %.

Во всех возрастных группах динамика массы тела гимнасток значительно выше их ростовых показателей, но в пубертатный период эта разница значительная: при увеличении длины тела на 6,2 % и 5,1 % в 11 и 13 лет масса тела возросла соответственно на 15,0 % и 16,1 % (таблица 3).

Таблица 3

Возрастная динамика морфофункциональных показателей гимнасток 7–13 лет,%

Возраст, лет

Масса

Рост

ЖЕЛ

ЧСС

АД

Сила кисти

сист.

диаст.

правой

левой

8

8,3

4,8

4,6

-6,9

3,4

2,5

40,8

22,5

9

10,4

3,2

9,0

3,3

-0,6

0,3

10,0

26,4

10

9,0

5,0

9,1

0,2

-0,4

-3,0

7,3

-0,9

11

15,0

6,2

17,9

-2,3

4,4

7,2

18,6

25,7

12

10,4

2,4

5,9

-3,6

3,2

-1,6

6,4

0,7

13

16,1

5,1

7,1

-4,2

-0,8

0,5

35,6

33,3

Для определения более точного определения функционального здоровья гимнасток мы перевели абсолютные показатели физического развития в индексы, в результате установлено: у 8-летних гимнасток наблюдается снижение процента лиц со средними показателями за счет их соответствия высокой зоне. Так, если в 7 лет в высокой зоне находилось 12,1 %, то в 8 лет — 21 %. Высок процент лиц, попавших в низкий и ниже среднего уровень по показателям ЖИ среди 9 и 13-летних гимнасток: 33,3 и 42,3 % соответственно (таблица 4).

Фактором благополучия оказался кардиологический индекс (КИ), характеризующий аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья.

По показателям КИ больше всех гимнасток соответствовало высокой зоне в 8 лет: 63,6 %, у 12-летних по сравнению с 11-летними гимнастками этот показатель резко снижается соответственно с 54 до 23 %.

У гимнасток всех возрастных групп довольно низкий уровень силы кисти. В средней зоне процент лиц варьирует с 7,1 до 15,8 %.

Только у 13-летних спортсменок отмечается больший процент лиц, попавших в выше средней и высокую зону — 53 %, несколько ниже эта цифра у 12-летних гимнасток — 42,8 %, что указывает на недостатки содержания программы подготовки гимнасток и необходимость целенаправленного развития силы кистей рук.

Таблица 4

Распределение гимнасток по основным показателям уровня здоровья (поГ.А.Апанасенко, 1992),%

Индексы

Возраст, лет

n

Функциональные уровни здоровья

низкий

ниже среднего

средняя

выше среднего

высокий

ЖИ, % лиц

7

33

12,1

9,1

36,4

30,3

12,1

8

57

19,3

7,0

28,1

24,6

21

9

48

20,8

12,5

18,7

22,9

25

10

43

11,6

16,3

23,3

37,2

11,6

11

33

12,1

15,1

27,3

30,3

15,1

12

31

9,7

12,9

42

12,9

22,6

13

26

30,8

11,5

30,8

15,4

11,5

КИ, % лиц

7

19

10,5

42,1

10,5

36,8

8

44

4,5

6,8

27,3

31,8

31,8

9

33

3,0

12,1

33,3

18,1

33,3

10

23

4,3

39,1

8,7

47,8

11

25

0

29

17

25

29

12

13

23

53,8

23

13

28

3,6

10,7

10,7

46

СИ правая кисть, % лиц

7

26

76,9

7,7

7,8

3,8

3,8

8

54

44,4

14,8

15,8

7,4

18,5

9

44

34,0

20,4

13,8

13,6

18,2

10

29

55,2

3,4

10,3

13,8

17,2

11

29

34,5

20,7

10,3

6,9

27,6

12

14

35,7

14,3

7,1

7,1

35,7

13

19

26

21

21

32

СИ, левая кисть, % лиц

7

26

80,8

7,7

11,5

8

54

64,8

9,3

14,8

7,4

3,7

9

44

36,4

15,8

11,4

11,4

25

10

29

48,3

17,2

10,3

10,3

13,8

11

29

4,4

13,8

10,3

6,9

27,6

12

14

42,8

14,3

14,3

28,6

13

19

36,8

31,7

15,8

15,8

Выводы:

  1. Физическое развитие юных гимнасток происходит волнообразно, что соответствует данным литературы. Наиболее интенсивное развитие наблюдается в 8; 11 и 13 лет с некоторым снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в 13 лет.
  2. Сравнение динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья показало тесную взаимосвязь между ними, что следует учитывать при составлении программы тренировки.

Литература:

  1. Дж. Тот Основные критерии спортивной одаренности в гимнастике // Экспресс-информация (СПЗС). — М.: ВНИИФК, 1984. — Вып.11. — 33 с.
  2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, высокая зона, гимнастка, показатель, таблица, сила кисти, масса тела, левая рука, сердечно-сосудистая система, основной показатель уровня здоровья.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.