Влияние 25 кадра на психику человека
Сегодня выражение «25 кадр» носит практически фразеологический характер. Его используют в названиях кафе, фотостудий и даже музыкальных альбомов, но каково истинное значение этой фразы?
Существование феномена 25 кадра напрямую связано с психическими процессами, которые протекают в теле человека без ведома его сознания, и которые оно (сознание) не способно отобразить. Именно человеческое подсознание стало главным участником эксперимента, проведенного в 1957 году американцем Джеймсом Вайкери (James Vicary) над жителями Нью-Джерси, посещавшими летние кинопоказы в этом штате.
Эксперимент Джеймса Вайкери
Вопрос о многогранности человеческого сознания и о существовании, помимо его разумной формы, других форм был изучен многими психологами и физиологами мира, и до сих пор все, что связано с нашим подсознанием, вызывает живой интерес научного сообщества. В середине же XX века главным направлением в этой области стал поиск способов сублиминального (подпорогового, т. е. неосознаваемого самим участником эксперимента) воздействия на психику человека.
Исследование Джеймса Вайкери было одним из самых известных в этой области. Автор эксперимента высказал предположение о том, что подпороговое воздействие на психику можно оказывать при помощи информации, содержащейся на 25 кадре видеопленки. Основывалось оно на том, что при показе кинофильма кадры меняются с частотой 24 элемента в секунду, поскольку зрение человека не способно различать более быструю их смену, но мозг способен.
Вайкери предложил добавить в пленку еще один фрагмент, содержащий рекламную информацию, а конкретно, слоган: «Голодны? Ешьте попкорн!» — и название торговой марки — Coca-Cola. Таким образом, частота кадров 25 единиц предполагала наличие 24 кадров с эпизодами фильма, которые зрители могли разглядеть, и одного, остававшегося за гранью их восприятия, но отображаемого на подсознательном уровне.

Чтобы проверить, как 25 кадр влияет на человека, Вайкери в течение всего лета демонстрировал посетителям кинотеатров Нью-Джерси фильмы, содержащие подобную завуалированную информацию, а затем проанализировал результаты статистики по покупке этих двух видов продуктов. По его заявлению, продажа попкорна, благодаря такой рекламе, повысилась на 50%, а кока-колы — на 17%.
Такой феноменальный успех позволил Джеймсу Вайкери открыть собственное агентство по использованию скрытой рекламы, но уже в 1958 году его теория была научно опровергнута Американской психологической ассоциацией, и позже Вайкери пришлось признать, что результаты его эксперимента были сфабрикованы. Но заявление о возможности скрытого воздействия на психику человека подобным образом до сих пор продолжает будоражить умы людей, поэтому изучение 25 кадра продолжается и в настоящее время.
Подсознание – лучший сообщник в манипулировании поведением человека
Может быть, Джеймс Вайкери и ошибся в выборе способа влияния на психику человека, но в одном он был абсолютно прав: воздействие на подсознание — возможно, и с помощью использования различных подпороговых стимулов легко заставить людей совершать определенные действия. Ярким примером такого влияния, помимо того, каким стал эффект 25 кадра, является регулирование массового поведения известными диктаторами XX века, такими, как Гитлер или Сталин.
Кроме того, достоверно известно, что в 70-е годы XX века на Западе и в СССР было создано множество лабораторий, в которых проводились эксперименты с целью поиска эффективных техник сублиминального воздействия. Постоянное давление оказывается на подсознание человека и сегодня. В чем оно заключается?

Можно выделить такие аспекты, как:
- влияние рекламы и СМИ;
- влияние общественного мнения;
- влияние родительских установок;
- частные случаи манипулирования поведением человека.
Реклама и ее воздействие на наше подсознание
Создавая теорию о том, как работает 25 кадр, Джеймс Вайкери не ушел далеко от истины. Он верно отметил, что используя определенные приемы скрытого воздействия, можно заставить человека покупать какой-либо продукт. Рекламные компании сегодня нашли множество способов влиять на выбор потребителей.

Наиболее популярные приемы подпорогового воздействия, используемые в рекламе:
- Многократное повторение. Например, рекламный ролик по телевизору или в интернете повторяется снова и снова. В результате человек начинает воспринимать рекламируемый продукт как знакомый, а привычному люди обычно доверяют больше.
- Размещение рекламы в «надежных» печатных изданиях. Если человек доверяет тому, что написано в конкретной газете, поскольку раньше информация в ней всегда была правдивой, то, вероятнее всего, он поверит и рекламе, которая появится на страницах такого издания.
- Рекламные кампании, в которых задействованы звезды известные персоны. Этим людям мы уже подсознательно доверяем, потому что они успешны, всегда хорошо выглядят и имеют то, чего так не хватает нам. И тут уже наше подсознание проецирует наши желания и стремления на определенный продукт.
Насколько человек зависит от мнения окружающих?
Если провести исследование ассоциативных рядов к слову «кинотеатр», одним из первых в цепочке ассоциаций будет стоять слово «попкорн». Традиция употреблять во время киносеанса этот продукт насчитывает более восьмидесяти лет, поскольку приносить его в кино американцы стали еще во времена Великой депрессии. Сегодня же попкорн в кинозале едят все, даже те, кто не очень любит его. Почему это происходит, ведь есть большое количество других, более полезных и вкусных продуктов? Тут уже в силу вступают общественные установки.

Человек, который берет с собой в кинотеатр попкорн, даже если он его не любит, может делать это потому, что «так принято». Здесь работает установка, которая была на слайде Джеймса Вайкери: «Голоден? Ешь попкорн!». Только в данном случае общественное мнение — это то, что значит 25 кадр в одноименном эксперименте, т. е. тот фактор, который подпорогово воздействуя на психику человека, заставляя его совершать определенны действия.
Реклама, СМИ и общественное мнение оказывают влияние на подсознание целой группы людей, руководят выбором и мнением масс. Именно так формируются понятия о моде, об эталоне красоты. Но помимо такого масштабного воздействия, подсознания человека ежедневно сталкивается и с воздействием частным.
Во многом на наше взрослое поведение влияют установки, заложенные в нас родителями. В психологии они носят название родительских директив. Наиболее восприимчив ребенок к такому влиянию в возрасте до 6 лет, и то, что родители закладывают в него в этот период, формирует сценарий его будущей жизни.
Не только родители, но и любой другой человек в нашем окружении также может стать тем, кто будет влиять на нашу психику. Например, мы подсознательно доверяем мнению успешной подруги, соглашаемся с доводами авторитетного начальника, поддаемся на уговоры продавцов в магазине и т. д.
Возможность существования таких феноменов, как 25 кадр, а также других форм подпорогового воздействия на психику человека заставляет задуматься, насколько мы в состоянии управлять собственной жизнью? Действительно ли наши желания продиктованы нашими потребностями, или они являются следствием родительских установок и навязанных обществом стереотипов?
Читайте также 1 сентября – хороший повод для благотворительных акций
Еще больше полезных статей на нашей площадке взаимопомощи ЛДЛ в разделе Новости.
25-й кадр — Википедия. Что такое 25-й кадр
25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) — вымышленная методика воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Викери (James Vicary) признал[1][2][3], что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено во многих странах.
Принцип действия
Идея заключается в том, что зрение человека якобы[4] способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно, «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.
В действительности 25-й кадр скрытым не является [4]: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза).
Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией[1].
История
Опыты Джеймса Викери
В 1957 году Джеймс Викери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Викери, повысилась на 17 %, а попкорна — на 50 %. Затем Джеймс Викери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Викери придумал этим импульсам иное применение.
Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Викери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Викери устроил несколько демонстраций, которые, однако, не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять внушаемые им команды.
В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Викери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, но получил отказ.
Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка, приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Викери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Викери, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель, кроме того, директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.
Многие учёные пытались повторить эксперимент Викери. Так, в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.
А в 1962 году сам Викери признал[1][2][3], что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был попросту сфабрикован.
Поздние исследования
Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает[5]. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, на порядок превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.
Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.[6]
Компания BBC также провела эксперимент в целях проверки данного феномена. Эксперты подтвердили, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.[7]
Реакция СМИ
Эксперимент Викери породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде[8].
Возрождение в России
В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности.[1][нет в источнике] Более того, были даже приняты соответствующие законы.
Закон
В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Скрытая рекламa») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале[9]. С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН[10][11].
Законом Украины «О телевидении и радиовещании»[12] запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».
Обвинения в использовании 25-го кадра
- Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме[13]. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
- После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей, в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон».[14]
В кино
- В сюжете фильма «Бойцовский клуб» упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом: работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, не заметившей пошлости на уровне сознания; также кадр с изображением мужского полового органа вставлен в конец фильма. В начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
- В одном из эпизодов телесериала «Коломбо» убийца использует 25 кадр для того, чтобы заставить жертву оказаться в том месте, где преступник её и поджидал. Позднее лейтенант Коломбо, ознакомившись с этой технологией, воспользовался ей для воздействия на подозреваемого: лейтенант знал только район тайника с орудием преступления (изменителем калибра), но не знал конкретного места, а потому вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. Убийца при просмотре этого фильма по непонятной для себя причине занервничал, вышел из кинозала и проверил тайник, около которого его уже ждали полицейские.
- В сериале «Вавилон-5» организация телепатов Пси-корпус использует технологию 25 кадра для увеличения доверия к ней со стороны зрителей рекламы. В 15 серии 2 эпизода, «А теперь — слово» («And now for a word»), выполненной в виде новостной передачи, присутствуют рекламные вставки. В рекламе Пси-корпуса видны мелькающие на экране слова «The Psi Corps is your friend. Trust the Corps» (Пси-корпус — твой друг. Доверяй Корпусу). При монтаже серии длительность этих кадров была сознательно увеличена в 2.5 раза, чтобы соответствовать американским правовым актам в области телевидения[15], поэтому текст можно прочитать, даже не ожидая его появления. Однако, во Франции, в соответствии с законодательством, эти кадры были вообще вырезаны из трансляции[16].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Репьев А. П. Миф о 25-м кадре. Российская глава
- ↑ 1 2 Boese, Alex (2002). The Museum of Hoaxes: A Collection of Pranks, Stunts, Deceptions, and Other Wonderful Stories Contrived for the Public from the Middle Ages to the New Millennium, E. P. Dutton, ISBN 0-525-94678-0. pages. 137-38.
- ↑ 1 2 Anthony R. Pratkanis. The Cargo-Cult Science of Subliminal Persuasion. The Committee for Skeptical Inquiry. Vol. 16.3, Spring 1992
- ↑ 1 2 Евгений Вотяков. Некоторые результаты исследования вопроса об эффекте «25-го кадра». // Вестник КрасГАСА, вып. 7, 2004
- ↑ Subliminal advertising may work after all (англ.)
- ↑ 25-й кадр все-таки воздействует на подсознание
- ↑ Does subliminal advertising actually work? – BBC News (англ.). BBC News. Проверено 12 февраля 2016.
- ↑ «25-й кадр»: правда и вымыслы
- ↑ 25-й КАДР ГОРДОНА
- ↑ Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «citycat.ru», 25 июня 2002
- ↑ Светлана Немцова, Сергей Никаноров, Леонид Чирков. Скрытое изображение не скрыто (рус.) // «625» : журнал. — 2000. — № 8. Архивировано {a.
- ↑ Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3
- ↑ Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \’\’polit.ru\’\’, 16 марта 2006
- ↑ Вышел монстр из кармана…
- ↑ eeggs.com. Babylon 5 Easter Egg – PsiCorps Advert Subliminals. www.eeggs.com. Проверено 27 января 2016.
- ↑ Guide Page: “And Now For a Word”. www.midwinter.com. Проверено 27 января 2016.
Литература
- Виноградова Е. П., Воловикова М. Л., Канищев К. А., Куприянов А. С., Ковальцов Г. А., Тихонова С. В., Чубур А. А. Краткий справочник понятий лженауки // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика Э. П. Круглякова, проходившей в Санкт-Петербургском государственном университете 21—22 июня 2013 г / [редкол.: С. В. Тихонова (отв.ред.) и др.]. — СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. — 291 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-9651-0742-1. Архивировано 26 августа 2014 года.
Ссылки
25 кадр был обманом с самого начала и до сих пор мистифицируется
Вы наверняка что-то слышали о 25 кадре. Скорее всего, это понятие ассоциируется у вас с внушением какой-либо информации посредством добавления в видеоряд дополнительного кадра, который не улавливается глазом. Сейчас вы узнаете, что такое 25 кадр и поможет ли он, например, бросить курить.
Как работает 25 кадр
Технология основывается на предположении, что человек может распознать лишь 24 кадра в секунду. Если использовать видео с большей частотой, то неуловимая информация будет напрямую попадать в подсознание. Якобы так можно незаметно для человека запрограммировать его поведение.
Эту методику можно применять в рекламе, пропаганде и даже промывке мозгов. Считается, что 25 кадр эффективен в лечении зависимостей, помогает для похудения и позволяет быстро выучить иностранный язык. В Интернете можно найти немало сайтов, предлагающих с помощью 25 кадра решить проблемы практически любого спектра. Верить подобным вещам нельзя!
Читайте также: Вся правда о раздвоении личности
25 кадр на самом деле
Человеческий глаз вполне может различать более 24 кадров секунду. Просто этот показатель был выбран как стандарт кадровой частоты в киносъёмке и проекции. И связанно это с тем, что 24 к/с вполне достаточно для сохранения плавности картинки фильмов со звуком. А увеличение частоты приводило к большему расходу плёнки и усложнению работы монтажёра.
Работать с 24 кадрами гораздо прощеСегодня от этого стандарта часто отходят. Трилогия «Хоббит» была снята с частотой 48 к/с, а в 2020 году выйдет «Аватар 2», который также должен превышать стандарт. Многие компьютерные игры сегодня имеют вполне комфортную частоту 60 к/с.
Интересный факт: В фильмах с Брюсом Ли часто использовались 32 к/с, т.к. стандартный режим съемки не мог уловить скорость движений актёра.
Откуда взялась технология
Автором методики «25 кадр» является Джеймс Вайкери. Он утверждал, что в 1957 году провёл следующий эксперимент: во время показа фильмов в нескольких кинотеатрах демонстрировался 25 кадр со словами «Пейте Кока-Колу» и «Голоден: Ешь попкорн». Вайкери говорил, что после этого продажи колы и попкорна в кинотеатрах увеличились. Он даже пытался запатентовать свою технологию.
Сложно, наверное, заставить людей пить колу и есть попкорн в кинотеатре…Однако любой научный эксперимент должен поддаваться проверке, то есть при тех же условиях давать аналогичный результат, что и исходное исследование. В случае с 25 кадром повторные исследования не подтвердили первоначальные данные. Под пристальным наблюдением учёных и СМИ Вайкери так и не смог удачно повторить эксперимент.
В 1958 году Американская психологическая ассоциация заключила, что никакого воздействия на психику 25 кадр не создаёт.
В 1962 году сам Вайкери признал, что всё его исследование было сфальсифицировано.
Рекомендуем: Как работает гипноз без преувеличений
Ещё много интересного в наших соцсетяхМистифицирование 25 кадра
В 1957 году, после проведения мнимого эксперимента, многие СМИ начали развивать эту тему, порождая общественные возмущения. Несмотря на вышедшие опровержения, история с 25 кадром стала обрастать всё новыми мифами и порождать мошеннические методики.
Пример того, как газеты порождают искажённую и давно опровергнутую информациюДо России волна подобной информации докатилась только в 90-х. Преимущественно «жёлтая пресса» начала говорить о массовом зомбировании населения с помощью 25 кадра и параллельно рекламировать видеокассеты по изучению иностранного языка, лечению болезней и алкоголизма.
Дошло до того, что в Законе «О рекламе» (Статья 5, пункт 9) упоминается запрет на использование скрытой рекламы, под которую попадает 25 кадр.
Видео, где более подробно рассмотрен вопрос о 25 кадре:
Итоговая черта
Всё описанное в статье – субъективное мнение автора, основанное на информации из достоверных источников Сети Интернет. 25 кадр не влияет на человека и изначально был ложью (как признался автор технологии), а все теории заговора – результат распространения непроверенной информации через СМИ.
А Вы верите в 25 кадр?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Пока колеблюсь 32%, 18 голосов
18 голосов 32%
18 голосов – 32% из всех голосов
Никогда не верил 26%, 15 голосов
15 голосов 26%
15 голосов – 26% из всех голосов
После прочтения этой статьи окончательно перестал верить 21%, 12 голосов
12 голосов 21%
12 голосов – 21% из всех голосов
У меня остаются основания верить 9%, 5 голосов
5 голосов 9%
5 голосов – 9% из всех голосов
Верю, а весь этот материал заказной, чтобы население потеряло бдительность 9%, 5 голосов
5 голосов 9%
5 голосов – 9% из всех голосов
Другой вариант (напишу в комментариях) 4%, 2 голоса
2 голоса 4%
2 голоса – 4% из всех голосов
Всего голосов: 57
02.06.2018
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.Похожее
25-й кадр – это… Что такое 25-й кадр?
25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) — вымышленная методика воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери (James Vicary) признал[1][2][3], что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.
Принцип действия
Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человекИдея заключается в том, что зрение человека якобы[4] способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.
В действительности 25-й кадр скрытым не является[4]: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза). Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией[1].
История
Джеймс Вайкери
В 1957 году Джеймс Вайкери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкэри, повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкэри запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Вайкэри придумал этим импульсам иное применение.
Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкэри устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять внушаемые им команды.
В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкэри предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, но получил отказ.
Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка, приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Вайкэри. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Вайкэри, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель, кроме того директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.
Многие учёные пытались повторить эксперимент Вайкери. Так в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.
В 1962 году Вайкэри признал[1][2][3], что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был сфабрикован.
Поздние исследования
Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает[5]. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, на порядок превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.
По утверждению сайта Adverme.ru, группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.[6]
Реакция СМИ
Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде[7].
Возрождение в России
В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности.[1] Более того, были даже приняты соответствующие законы.
Закон
В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Cкpытaя рeклaмa») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
.
Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале[8]}} С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН[9][10].
Законом Украины «О телевидении и радиовещании»[11] запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».
Обвинения в использовании 25-го кадра
- Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме[12]. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
Интересные факты
- Во время предвыборной кампании в 2000 году в США, в рекламном ролике республиканцев в поддержку Буша был использован 25-й кадр, который содержал в себе скрытый текст: «Крысы. План Гора — выбор бюрократов!» (англ. RATS. The Gore Prescription Plan: Bureaucrats Decide).
В кино
- В сюжете фильма «Бойцовский клуб» упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом: работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, сознательно не заметившей пошлости; также кадр с изображением полового члена вставлен в конец фильма. Так же в начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
- В одном из эпизодов телесериала Коломбо, Лейтенант Коломбо использовал 25 кадр для демонстрации сюжета предполагаемому убийце. Коломбо знал только район тайника с пистолетом, но не знал конкретного места. Коломбо вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. В середине фильма преступник по непонятной для себя причине вышел из кинотеатра и проверил тайник с пистолетом, тут его и ждали полицейские.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Репьев А. П. Миф о 25-м кадре. Российская глава
- ↑ 1 2 Boese, Alex (2002). The Museum of Hoaxes: A Collection of Pranks, Stunts, Deceptions, and Other Wonderful Stories Contrived for the Public from the Middle Ages to the New Millennium, E. P. Dutton, ISBN 0-525-94678-0. pages. 137-38.
- ↑ 1 2 Anthony R. Pratkanis. The Cargo-Cult Science of Subliminal Persuasion. The Committee for Skeptical Inquiry. Vol. 16.3, Spring 1992
- ↑ 1 2 Евгений Вотяков. Некоторые результаты исследования вопроса об эффекте «25-го кадра». Вестник КрасГАСА, вып. 7, 2004
- ↑ Subliminal advertising may work after all (англ.)
- ↑ AdvertMe.RU- 25-й кадр воздействует на подсознание
- ↑ «25-й кадр»: правда и вымыслы
- ↑ 25-й КАДР ГОРДОНА
- ↑ Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «citycat.ru», 25 июня 2002
- ↑ Светлана Немцова, Сергей Никаноров, Леонид Чирков Скрытое изображение не скрыто (рус.) // «625» : журнал. — 2000. — № 8.
- ↑ Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3
- ↑ Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \’\’polit.ru\’\’, 16 марта 2006
- ↑ В популярном мультфильме «Покемон» действует система 25-го кадра
- ↑ ВЫШЕЛ МОНСТР ИЗ КАРМАНА…
См. также
Ссылки
25 кадр – что это значит, кто придумал и как работает технология?
Технология «25 кадр» считается вымышленной и надуманной, специалисты твердят, что даже если она используется, то не оказывает существенного влияния на подсознание, а интернет тем временем пестрит информацией о чудодейственном избавлении с помощью 25 кадра от алкоголизма, переедания и возможности заговорить на любом языке мира.
Что значит 25 кадр?
Сублиминальное (скрытое) сообщение-реклама в виде вставки отдельных кадров с определенными фразами, воздействующими на подсознание человека. Что означает 25 кадр – нет однозначно достоверной информации, ввиду того, что официальное использование методики запрещено во многих странах, как манипулятивная технология воздействия на людские массы.
Кто придумал 25 кадр?
Метод 25 кадра был основан Джеймсом Викари, считавшим, что глаз человека не способен отчетливо улавливать более 24 кадров в секунду, а это значило. Что можно использовать новую технологию для манипуляции подсознанием потребителей. Викари провел серию экспериментов в кинотеатрах и во время показа фильмов 25 кадром транслировался текст «Кока-Кола» и «Ешь поп-корн!». Продажи рекламируемых товаров, как утверждал Викари, выросли в несколько раз. Позже, в результате проверок, выяснилось, что результаты были сфабрикованы. Так ли это было на самом деле – неизвестно.
Как работает 25 кадр?
Для того, чтобы получилась частота кадров 25 затвора видеокамеры, надо выставить выдержку 1/50. Вряд ли эта информация объяснит, как специалисты используют технологию 25 кадра. Если простыми словами, то 25 кадр работает эффективно в тех случаях, когда он повторяется не менее минуты в течение получаса просмотра видео. Для этого часто используются 2 проектора – один «крутит» основной фильм, другой проецирует на экран неподвижное изображение в течение 1/48 секунды в течение всего сеанса.
Как увидеть 25 кадр?
Увидеть 25 кадр можно при замедленном просмотре кино, он представляет собой такую же картинку-изображение, только с встроенным в него текстом, информацией. Программа 25 кадр наложена на предыдущие 24 изображения и когда идет 25 кадр, сетчатка глаза человека фиксирует предыдущее изображение 24 кадра, поэтому 25 кадр фиксируется с запозданием, но он может быть отслежен, потому что на фоне предыдущих изображений выглядит странным и как бы не имеющим отношение к ним.
Как действует 25 кадр на человека?
Разум человека хранит абсолютно всю поступающую извне информацию, большая часть которой не анализируется и складывается в «архивы» памяти неосознанной. Просматривая передачу, или фильм, особенно эмоциональный, затрагивающий ценности, подсознание человека становится открытым и уязвимым, и в этот момент «эффект разрыва» который происходит при подаче рекламы в самом фильме или при его прерывании позволяет «доставить» 25 кадр, информацию прямиком в подсознание.
25 кадр для похудения
Люди с лишним весом предпринимают неоднократные попытки вернуть прежний вес используя разные методы, диеты и чаще разочаровываются, потому что стабильный эффект возможен лишь благодаря ежедневным усилиям, в которые входят занятия спортом и сбалансированное питание. Можно ли похудеть с помощью 25 кадра? Для легко внушаемых людей скорее подойдет методика, за счет грамотного представления программы, основанной на этой технологии.
Разработчики программ предупреждают, что заниматься надо по лицензионной программе, тогда эффект похудения гарантирован, а подделки и копии не работают, потому что настоящая программа записана на специальном лазерном оборудовании. В видеоряд встраивается изображения текста, воздействующего на сознание. Технология 25 кадр – аффирмации для похудения, используемые в программе:
- «Мое тело хочет быть стройным и здоровым!»;
- «Я люблю свое тело и принимаю его изменения!»;
- «Я создаю здоровое, стройное тело!»;
- «У меня плоский и красивый живот!»;
- «Посещая тренировки я счастлива!»
Иностранные языки – 25 кадр
Эффект 25 кадра в изучении иностранных языков вызывает сомнение. Сегодня много курсов позиционирующих свои программы как супер-эффективные за счет внедрения метода 25 кадра, который поможет выучить язык на уровне носителя всего за пару-тройку месяцев, заманчиво, но так ли это? Субсенсорная информация (то, что выдает 25 кадр на экран) усваивается мозгом, как и любая прочая, но остается неосознанной. Сложно вытащить из подсознания то, что не было «увидено» сознанием. Поэтому изучать язык лучше общаясь с носителями или в специализированных группах.
Лечение алкоголизма 25 кадром
Технология 25 кадр для лечения алкоголизма используется таким же образом как для лечения любой зависимости: пищевой, химической, табакокурения. Демонстрируется фильм с релаксационным эффектом, в который вмонтированы изображения. В обход сознания и не анализируемая им информация прямиком поступает в бессознательное алкоголика. Ключевые фразы обладают кодирующим свойством и транслируются 1-2 секунды каждую минуту. Метод не является панацеей и эффекты преувеличены, поэтому лучше следовать традиционным методам лечения и использовать инновации в дополнение.
Изображения 25 кадра могут быть следующего содержания:
- «Алкоголь мне противен!»;
- «Я свободен от выпивки!»;
- «Я контролирую свою жизнь!»;
- «Я легко отказываюсь от выпивки!».
25 кадр в рекламе
Реклама манипулирует сознанием людей, но еще больше влияет на подсознание. Многие отмечают, что при просмотре рекламных роликов возникает потребность приобрести рекламируемый товар, даже если он не нужен. Этому способствует грамотно построенное психологическое воздействие, и как считают потребители технология 25 кадра тоже часто используется, хотя во многих странах она является запрещенной.
Примером такой рекламы является серия видеокассет выпущенных для магазинов в США, в которых мелькала информация «не воруй!» – и по статистическим данным число краж в магазинах уменьшилось в половину. В рекламе и СМИ 25 кадр используется в следующих случаях:
- для увеличения продаж;
- формирование доверия у покупателей;
- для увеличения голосов на политических выборах.
25 кадр для привлечения денег
Деньги – это энергия. Кто-то вынужден «пахать» с утра до вечера и получать мизерную зарплату, которую хватает только на выживание, а кого-то деньги любят и приходят разными путями. Халявные деньги – это мечта многих людей: помедитировал или прослушал, посмотрел видео-аффирмации на деньги 25 кадр, и «манна небесная» накрыла. Скрытый 25 кадр привлечения денег – если и есть эффект от методики, то срабатывает он у малого процента людей, и можно назвать это эффектом плацебо – у человека меняется настрой, повышается оптимистичность и желание сменить работу на более оплачиваемую.
25 кадр в фильмах
Методика 25 кадра нашла свое применение и в кинематографе. Таких примеров немного, но это только те, что были оглашены общественности, используется ли метод часто, сложно ответить. Фильмы, в которых используется 25 скрытый кадр:
- «Вавилон – 5 / Babylon5» американский сериал, в котором корпорация телепатов (Пси-корпус) использует рекламные вставки с мелькающей информацией: «The Psi Corps is your friend. Trust the Corps» – Пси-корпус — твой друг. Доверяй Корпусу. При показе серии во Франции, в соответствии с законодательством, эти кадры были вырезаны, как оказывающие манипулятивное воздействие на психику.
- «Бойцовский клуб / Fight Club». Тайлер Дерден – герой сыгранный Бредом Питтом во время работы в кинотеатре вставлял в киноленты изображение фаллоса, при этом у зрителей возникал эффект смущения на подсознательном уровне, хотя сами фильмы не были пошлыми. В конце фильма также мелькает изображение мужского полового органа.
- «Коломбо / Columbo». Детективный сериал. В одной из серий, убийца с помощью 25 кадра вынуждает жертву прийти в то место, которое было обозначено в изображении. Коломбо, изучив методику решает использовать ее против подозреваемого, вставив изображение местности, где по предположению находился его тайник с оружием. Во время просмотра фильма убийца внезапно занервничал и решил проверить тайник, где его уже ждала полиция.
Чем опасен 25 кадр?
Мнения социологов и нейрофизиологов разделились: одни считают, что так называемый 25 скрытый кадр не существует вообще, поэтому он не может оказать какого-либо влияния на мозг, другие считают, что эта технология существует, и вред все же есть. Какие несет 25 кадр последствия для человека:
- кодировка подсознания – в скрытом кадре можно поместить любую информацию, как позитивную, так и негативную, провоцирующую человека на определенные действия;
- мелькание изображения – у людей с нестабильной психикой может вызывать аффекты, психозы, у эпилептиков – припадки.
25 кадр. Что такое эффект 25 кадра и существует ли он на самом деле
Теория о «25 кадре»
«25 кадр» – это вымышленный метод воздействия на подсознание масс, с помощью «лишнего» кадра в пленке с видеозаписью. Считается, что человеческий мозг может уловить и осознать только 24 кадра в секунду, а 25й «отпечатывается» в подсознании. Соответственно, с его помощью можно заставить людей во что-то верить, или покупать продукцию какой-то компании. «25 кадр» – это очень увлекательная теория, но она вымышлена от начала до конца.
Когда появился миф о 25 кадре?
Теория о том, что создатели кино и сериалов с помощью загадочной технологии внедряют в наше подсознание какие-то мысли появилась в 1957 году. Тогда американец Джеймс Викери заявил, что провел эксперимент в кинотеатре Нью-Джерси: зрителям показывали фильм, где «25м кадром» мелькали призывы пить кока-колу и есть поп-корн. В результате, продажи попкорна и колы выросли чуть ли не на 50 процентов, а Джеймс Викери запатентовал технологию скрытой рекламы.
Опровержение теории
Сообщения о загадочной технологии скрытой рекламы моментально распространились в желтой прессе, и в итоге привлекли к проблеме внимание настоящих ученых. Уже через год выяснилось, что Викери не просто сфабриковал результаты эксперимента, а просто его не проводил. В кинотеатре Нью-Джерси о нем никто даже не слышал. Ученые попытались повторить эксперимент с 25-м кадром, и не получили абсолютно никаких результатов. В 1962 году Викери и сам признался, что попросту сфабриковал эксперимент.
Фото: shutterstock
Как работает 25 кадр?
Теория 25 кадра основана на том, что человеческий мозг может уловить только 24 кадра в секунду, а 25-й мы видим, но не можем осознать. На самом деле, это не так: мы прекрасно видим лишний кадр, а если он выбивается из ряда – наш мозг акцентирует на нем внимание. Более того, современные камеры могут снимать и 25, и 50, и 60 кадров в секунду: например, съемки футбольных матчей идут с очень большой частотой кадров, чтобы картинка не «замыливалась», и зритель мог разглядеть каждое движение.
25 кадр в законодательстве
Государственная Дума. Фото: Reuters
Не смотря на то, что «25 кадр» – это очевидный миф, в законодательстве многих стран скрытая реклама запрещена. Дело в том, что миф был очень популярен, сама идея “скрытой рекламы в фильмах” невероятно увлекательна, люди с большим удовольствием пересказывают ее друг другу и в итоге начинают верить. Правительство реагирует на это, и вводит закон, в России, например, он выглядит так:
«Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».
В 2019 году миф о 25 кадре кажется абсурдом. Казалось бы, даже наши телефоны могут снимать видео с большей частотой кадров, и любой желающий может проверить теорию на себе. Тем не менее, история о том, что какие-то люди «зомбируют» нас 25 кадром оказывается попросту слишком увлекательной, чтобы ее забыть.
Двадцать пятый кадр – это… Что такое Двадцать пятый кадр?
25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) — методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд на одном из кадров (или между кадрами) скрытой рекламы. Использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран. Автор метода Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы.
Принцип действия

Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человек
Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.
В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду, а общее частота смены кадров таким образом составляет 48 кадров в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра также занижены по сравнению с фильмом. Так как частота смены кадров на телевидении от 25 до 29.97 кадров в секунду (точнее, 50 или 60 полукадров соответственно), вставить посторонний кадр, который будет незаметен для зрителя невозможно.
В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза). Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.[1]
История
Вайкери
В 1957 году Джеймс Вайкери (англ. James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора якобы демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкери, повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Вайкари придумал этим импульсам иное применение.
Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.
В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, на что получил отказ.
Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Вайкери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором по утверждению Вайкери проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель. Директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.
Многие учёные пытались повторить эксперимент Вайкери. Так например в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.
В 1962 году Вайкери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был искусственно сфабрикован.
Поздние исследования
Международный научный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает [2]. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, намного превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.
Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology. [1]
Реакция СМИ
Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей[3].
Позднее американский публицист Брайан Ки привлёк внимание общественности к возможности использования 25-го кадра не только в кино и телевидении, но и в рисунках, фотографиях и даже рекламных объявлениях. Он утверждал, что такая методика используется повсеместно рекламными агентствами, торговыми корпорациями и Федеральным правительством.
Возрождение в России
В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности.[4] Более того, были даже приняты соответствующие законы.
Закон
В российском законодательстве [5] использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра.
Законом Украины «О телевидении и радиовещании»[6] запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».
Обвинения в использовании 25-го кадра

За этот кадр Екатеринбургскую телекомпанию лишили лицензии на 2 месяца
- Екатеринбургская телекомпания АТН («Авторские телевизионные новости») использовала вставки с фразой: «Сиди смотри только АТН».[7]
- Во время парламентских выборов на Украине (2006) руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме[8]. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
- После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей, в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон».[9][10]
Интересные факты

- Джордж Буш использовал эффект 25-го кадра (реклама медицинской реформы) в своём предвыборном видеоролике.[11] В этом ролике демократов сравнивали с бюрократами, а на 25-м кадре использовали слово «Крысы».[12]
- Московский ВНИИТР разработал прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале.[13][14]
- В фильме «Бойцовский клуб», помимо явных моментов использования 25 кадра (длительностью более кадра — сознание легко фиксирует, да и по сюжету о них говорится) используется и неявные вставки (о которых не говорится в сюжете, длительностью в кадр).
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
